Фото Reuters
С недобрыми предчувствиями итогов референдума 23 июня мне довелось столкнуться в Польше еще за месяц до его проведения. Поляки следили за участившимися опросами жителей Туманного Альбиона по поводу брекзита внимательнее, чем за прогнозом погоды. Политики и политологи сходились на том, что в случае выхода Британии из ЕС эффект домино не заставит себя ждать. Обыватели в неформальной обстановке больше говорили о своих родных и знакомых, отправившихся в Британию подзаработать. Что будет с ними, если вдруг… Это «вдруг» случилось.
Для поляков Великобритания давно стала главным зарубежным работодателем. Не иссякающий поток за длинным фунтом сформировался после вступления Польши в ЕС в 2004 году. Для польских СМИ тема пребывания соотечественников в Великобритании стала постоянной. Криминальные сюжеты были отнюдь не редкостью. В Лондоне и других городах быстро освоились доморощенные мошенники, которые обирали сограждан при трудоустройстве. Тем не менее количество польских гастарбайтеров оценивалось почти в 1,5 млн человек. В Польше же возникла проблема «беспризорников» – детей, оставленных уехавшими родителями на бабушек. Общественное мнение сработало: сотни тысяч поляков вернулись на родину.
Сейчас в Великобритании работающих иммигрантов из стран ЕС 3 млн. Примерно треть из них – поляки. Не случайно первая реакция президента Анджея Дуды на результаты референдума затронула это обстоятельство: «Что касается наших соотечественников на островах, то по этому вопросу мы будем вести переговоры с британским правительством. Верю, что будет замечен вклад, который поляки вносят в экономическую и общественную жизнь Великобритании».
Но останется ли британский рынок труда по-прежнему привлекательным? Ведь именно благодаря присутствию Великобритании в Евросоюзе поляки получили на него свободный доступ без хлопот о визе и разрешения на работу. Им гарантированы социальные пособия и бесплатное здравоохранение. Брекзит принес неуверенность в завтрашнем дне, хотя поляки и надеются, что будет принято решение, позволяющее Великобритании сохранить свободу передвижения. Эксперты считают это маловероятным: сотням тысяч иммигрантов придется купить обратный билет или искать для заработка другую страну ЕС. Правда, возвращение на родину хотя и уменьшит финансовые трансферы из Великобритании (согласно данным Национального банка, поляки ежегодно переводили домой примерно 1 млрд евро), зато позитивно отразится на экономике страны, переживающей демографический кризис.
И все-таки в реакции на брекзит в Польше преобладает политическая составляющая. Публицист Пшемыслав Хензель определил двух самых больших неудачников – британский премьер Дэвид Кэмерон и поляк, председатель Европейского совета Дональд Туск. На Туска ляжет часть ответственности за принятое британцами решение. Известно, что он участвовал в переговорах, целью которых было приостановить брекзит, a в феврале объявил условия соглашения с командой Кэмерона. Положения договора, в частности особый статус для Лондона, подверглись критике за слишком большие уступки Британии.
Влодзимеж Чимошевич, в прошлом премьер, глава польской дипломатии и маршал сейма, назвал итоги референдума компрометацией польской внешней политики, для которой Великобритания является партнером № 1 в Европе. По мнению главного редактора польского Forbes Михала Бронятовского, «самым большим победителем является Путин». Из Варшавы ему видно, как «в Москве стреляют пробки от шампанского по случаю отчаливания Британских островов от Европы». А известный писатель Януш Гловацкий распространил информацию «о богатых русских в Лондоне, которые вкладывали огромные деньги, чтобы побудить англичан к выходу из ЕС».
В субботу на правительственной вилле «Борзиг» в Берлине в спешном порядке состоялась встреча министров иностранных дел Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции – стран – основательниц ЕС. Ее целью был поиск путей достижения «эластичного» ЕС с учетом ситуации в тех странах, которые не хотят или еще не в состоянии участвовать в углублении интеграции.
Несмотря на заверения германского МИДа, что встреча «шестерки» не означает исключения из дискуссии других стран, в Польше, где культивируется самолюбивый принцип «ничего о нас без нас», «узкий междусобойчик» задел за живое. Комментарии посыпались как из рога изобилия. Только на популярном и старающемся быть объективным портале Оnet.pl за несколько часов их появилось тысячи. Вот наиболее характерный.
«У Польши нет права голоса в важных вопросах. Она всегда обязана подчиняться решениям доминирующих государств. Мнение и значение Польши в ЕС – отъявленный вздор. Мы только не слишком значительная колония Западной Европы».
До сих пор знаменитого польского вратаря Яна Томашевского называют человеком, остановившим Англию. Благодаря его виртуозной игре на лондонском «Уэмбли» в 1973 году поляки добились нужной для себя ничьей и попали на чемпионат мира, не пустив на него сборную Англии. На сей раз такого «вратаря» не нашлось во всем Евросоюзе…
Варшава–Москва