Фото Reuters
В западном сообществе решение Великобритании о выходе из Европейского союза связывают не только с социально-экономическими, но и оборонными проблемами организации. Бывший посол США в России Майкл Макфол в своей колонке на сайте Washington Post написал, что «выход Великобритании из состава ЕС означает потерю одного из самых ценных его членов, в том числе из-за военной мощи Британии».
Макфол вспомнил об «агрессивном образе России», которой распад ЕС якобы только на руку. Некоторые западные политики уже заговорили о необходимости дальнейшей милитаризации и военного контроля за Москвой. Противоречия между Европой и Россией продолжают обостряться, хотя Москва, естественно, никакого отношения к брекзиту не имеет.
И пока «логика» разрешений этих противоречий лежит в плоскости наращивания гонки вооружений в масштабах, которые могут значительно превышать те, что существовали во времена холодной войны.
Вчера глава комитета по международной политике Европарламента Эльмар Брок призвал к созданию общей военной штаб-квартиры ЕС и в долгосрочной перспективе – общеевропейской армии. В интервью изданию Welt am Sonntag Брок заявил о том, что после референдума в Великобритании Европа стала более уязвимой. И создание военной составляющей Евросоюза поможет ему «укрепить свою роль в политике безопасности и обороны, а также брать на себя больше ответственности в мире».
Идея создания общеевропейской армии поднималась и ранее. В 1991 году Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Испания образовали объединенные бригады с единым командованием – «Еврокорпус». На самом деле это был не корпус, а целая армия, поскольку численность войск достигала тогда 60 тыс. человек. Бригады должны были осуществлять операции под эгидой общих европейских структур. В 1995 году французы, итальянцы, испанцы и португальцы договорились о создании ЕВРОФОР (European Operational Rapid Force) для выполнения «Задач Петерсберга», принятых Западноевропейским союзом (предшественником ЕС) в 1993 году. Документ определял цели, ради которых европейцы могут объединять военные усилия, а именно – гуманитарные действия, миротворчество, спасение мирных жителей, разрешение кризисов.
Призывы создания под эгидой ЕС собственных войск звучали и в 1999 году, когда страны НАТО под командованием США осуществили агрессию против бывшей Югославии и поддержали косовских сепаратистов. О необходимости создания в Европе независимых от США войск западные политики говорили и в 2003 году, когда американские самолеты под флагом НАТО бомбили Ирак, несмотря на возражения руководства ФРГ и Франции. Потом были аналогичные события в Ливии. Но до сих пор окончательного формирования общеевропейской армии не произошло. По мнению Эльмара Брока, пока «для создания армии ЕС нет нужных конституционно-правовых предпосылок». По мнению представителя Европарламента, выход Великобритании из ЕС этот процесс подстегнет.
Некоторые ведущие страны Европы увеличили свои военные бюджеты и согласились увеличить коалиционные группировки в непосредственной близости от границ России. При этом министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен вчера обратилась к Москве с призывом регулярно сообщать в ОБСЕ о всех передвижениях войск. «Было бы разумно, если НАТО и Россия в рамках ОБСЕ открыто сообщали о передвижениях и численности своих войск. Со стороны НАТО, которое является исключительно оборонительным союзом, такое предложение поступило давно», – сказала она в интервью изданию Bild am Sonntag. Москва, которая вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, не согласна подробно информировать другие страны о своих Вооруженных силах.
И, конечно же, в России вряд ли положительно откликнутся на предложения главы бундесвера. А идея формирования общеевропейской армии, которую реанимируют в ЕС, подтолкнет Москву, видимо, только к дополнительному укреплению своей обороны. «У меня нет иллюзий о том, что создание собственных европейских войск как-то изменит в лучшую сторону отношения ЕС и РФ. Евросоюз продолжает осуществлять экономические санкции против России, а формирование оборонной структуры в нем лишь усилит конфронтацию», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. При нынешнем уровне развития вооружений, полагает генерал, «уже нет резона обмениваться данными о количестве войск и их передвижении». «Это не поможет демилитаризации, не обеспечит надежного контроля и не укрепит доверие между странами. В современной гибридной высокотехнологичной войне будут задействованы совсем другие факторы – уничтожение с дальних безопасных расстояний экономических и промышленных потенциалов, психологические операции, диверсии. Для этих целей разрабатывается и соответствующее оружие», – считает эксперт.
О готовности России к новым видам боевых действий в возможной войне рассказал на днях СМИ начальник зенитно-ракетных войск командования войск ПВО и ПРО Воздушно-космических сил России генерал-майор Сергей Бабаков. По его данным, в «России ведутся испытания ракет с увеличенной дальностью», которые войдут в состав зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400. Также продолжаются работы по созданию новейшего зенитного ракетного комплекса С-500. Он относится к новому поколению ЗРС «земля–воздух» и «представляет собой универсальный комплекс дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны». Говоря об облике современной войны, Бабаков отметил, что «противники будут применять гиперзвук и дистанционное оружие, это будет противостояние высоких технологий». Военачальник считает, что на поле боя выйдут роботы, а живая сила станет применяться гораздо меньше. Генерал-майор подчеркнул, что в воздушной борьбе сейчас все сосредоточились на ближнем космосе и гиперзвуковом пространстве.