В Китае считают неудовлетворительными темпы прокладки газопровода из России. Фото с сайта www.gazprom.ru
В субботу состоится визит президента РФ Владимира Путина в КНР. Во время визита будет подписан пакет документов по энергетике, авиации, в других областях высоких технологий. Однако, как подчеркивает эксперт, многообещающие проекты создания транспортного коридора из Поднебесной в Европу не могут быть реализованы в близком будущем вследствие отсталости инфраструктуры и медлительности российских чиновников.
Перед переговорами с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине глава российского государства сумел пообщаться с ним на полях саммита ШОС в Ташкенте. А свое видение нынешнего состояния и перспектив российско-китайских отношений Путин накануне в Москве изложил в интервью агентству «Синьхуа». По его словам, формула «стратегическое сотрудничество» не передает полностью масштаб партнерства между двумя государствами. Повторять эту формулу теперь недостаточно. Поэтому лидеры двух стран говорят о всеобъемлющем партнерстве и стратегическом сотрудничестве.
Слово «всеобъемлющее» означает, что стороны работают буквально на всех главных направлениях; слово «стратегическое» предполагает, что они придают огромное межгосударственное значение этой работе. При этом, как подчеркнул президент, в международных делах взгляды России и Китая или очень близки, или совпадают.
Эту близость за рубежом толкуют по-разному. Так, Лорин Гудрич, аналитик фирмы Stratfor, связанной с ЦРУ, говорит, что в свете санкций против России Путин намерен послать мощный сигнал Западу о том, что он не одинок, что у России есть друзья. Об этом свидетельствует заключение соглашений о поставках российского оружия КНР в 2015 году. А во время нынешнего визита, возможно, будет заключен контракт на продажу Китаю двигателей для ракеты RD-180. Такая сделка была бы выгодна России. Ведь пока она продает эти двигатели США. Но через два года в соответствии с санкциями соглашение с американцами заканчивается.
С точки зрения и Москвы, и Пекина польза визита состоит еще в том, что он пробуждает в Европе и Японии опасение, что китайцы и русские готовятся к более тесному сближению. До заключения альянса дело не дойдет, прогнозирует Агниа Григас, старший научный сотрудник Атлантического совета в США. Но в этом плане Япония весьма уязвима. Во-первых, она не хочет быть вытеснена из России китайским бизнесом. А во-вторых, Токио всегда испытывал тревогу по поводу того, что Москва и Пекин могут договориться действовать совместно в Восточно-Китайском море.
Но в ходе переговоров, по мнению зарубежных аналитиков, Москва будет делать упор на привлечение китайских инвестиций, а китайская – на прокладку транспортных коридоров в Европу в соответствии с концепцией «Один пояс – один путь».
Помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что Китай остается ведущим торговым партнером РФ. Однако перепады мировой экономики, нестабильность нефтяного и валютного рынков не могли не сказаться на наших двусторонних связях. В прошлом году товарооборот снизился на 28%, до 60,5 млрд долл. Во время встреч в Пекине делегации обсудят, как переломить эту негативную динамику.
Каковы же шансы на то, что такие проекты, как сопряжение ЕАЭС и Шелкового пути, начнут осуществляться? С этим вопросом «НГ» обратилась к замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрею Островскому.
Практически ничего для этого не сделано, считает эксперт. Не налажен даже цивилизованный обмен валюты. «Если вы прилетаете в Пекин и хотите поменять рубли на юани, то вам предложат в аэропорту отдать примерно 13 руб. за юань. А если китаец прилетает в Москву и хочет купить рубли, то ему дадут за юань 6 руб. Гражданину РФ в московском банке счет в юанях открыть непросто, если вообще возможно», – пояснил он.
Чтобы реализовать идею сопряжения, нужно создавать зону свободной торговли. «Возьмите зону свободной торговли Китая с Юго-Восточной Азией. Ее строили лет десять. Если не изучить китайский опыт, то можно создавать много таких зон, а потом их закрывать, как закрыли почти все свободные экономические зоны на территории РФ», – подчеркнул Островский.
О причинах застоя в деловых связях откровенно высказался «на конференции в Москве в конце мая бывший посол КНР в РФ Ли Фэнлинь, ныне работающий в «мозговом тресте» при Госсовете. Он сказал, что Китай выделил России кредит на прокладку трубы «Сила Сибири», а российская сторона нарушает условия кредита. Главное, что препятствует сотрудничеству, по его словам, это недостаток доверия», – заключил Островский.
Тем не менее для Си Цзиньпина важно иметь надежного союзника в ООН, G20 и на других форумах. Поэтому лидер КНР приложит усилия к тому, чтобы визит не остался безрезультатным.