Фото Reuters
Сегодня в Ташкенте открывается саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В Дели рассчитывали, что на нем завершится прием Индии (как и Пакистана) в члены блока. Но он предусматривает долгую процедуру подписания ряда документов – в частности обязательства быть добрыми соседями. По мнению экспертов, это равносильно соглашению о мире. Учитывая, что войны и стычки на границах между соседями в Южной Азии не утихают 70 лет, сомнительно, чтобы распри прекратились. Маловероятно и то, что расширенная группировка послужит противовесом сближению Индии с США.
Менее года назад, во время саммита ШОС в Уфе, премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил: «Я приношу глубокую благодарность членам ШОС за то, что они приняли Индию в качестве полноправного члена». Но сейчас, как пишет бывший индийский посол в странах Центральной Азии Фунчок Стобдан, вопрос о полном присоединении Индии по-прежнему подвешен. Хотя две страны – Индия и Пакистан – подготовили необходимые документы для ратификации на саммите, на этом пути возникло препятствие.
Индия приблизилась к окончательному приему, но когда точно завершится процесс, сказать нельзя. Кандидаты на прием, то есть в данном случае два азиатских государства, должны подписать меморандум об обязательствах для получения членского статуса. Как следует из заявления заместителя министра иностранных дел РФ Игоря Моргулова, это будет означать «выход приема их в нашу организацию на финишную прямую».
Стобдан, ссылаясь на чиновников ШОС, утверждает, что должно быть подписано – ни много ни мало – 28 документов. А ключевой из них – это обязательство о «добром соседстве». Фактически это обязательство равносильно «мирному договору» между соседями. Вот чего ожидает ШОС от Индии и Пакистана.
В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил, что такое обязательство страны подпишут. Ведь отказываться от договоренности о мирных отношениях – не в интересах ни Индии, ни Пакистана. Хотя раньше считалось, что правящая ныне в Индии Бхаратия джаната парти (БДП) занимает особенно жесткую позицию по отношению к Пакистану, в действительности Моди, как и его предшественник от той же партии на посту премьера, стремится к нормализации отношений.
В конце 2015 года Моди, возвращаясь из Москвы, нанес визит в Пакистан. Это было неожиданностью для наблюдателей, о нем никто не знал. А в январе было совершено нападение на индийскую военную базу. Так что причиной обострения служит скорее Пакистан. Но официально Пакистан не станет отвергать соглашение и тем самым подводить своего союзника – Китай.
«Однако ожидать, что после подписания документов атмосфера улучшится и инциденты прекратятся, вряд ли стоит. Одно дело – договор, а другое – реальная политика. Многие публицисты концентрируются почему-то на Кашмире, считая, что это самый важный пункт в противоречиях между Индией и Пакистаном. Но территориальная проблема – это не главное. Она показывает, что что-то плохо. Еще Джавахарлал Неру говорил, что кашмирская проблема – не болезнь, а симптом болезни. Болезнь – это ненависть Пакистана к Индии. Тут я бы добавил: и ненависть Индии к Пакистану», – подчеркнул Лунев.
Мировой опыт показывает: самая опасная форма взаимоотношений – это общая цивилизация при разных религиях. Поэтому надеяться, что все изменится, не стоит. «Тем не менее прием двух держав – шаг позитивный. ШОС будет заниматься другими проблемами, а не Южной Азией. Не очень доверительные отношения между членами организации вряд ли будут мешать ее деятельности. Ведь есть трудности, к примеру, в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном. Но организацию это не парализует», – заключил эксперт.
Индийские комментаторы утверждают, что за присоединение Индии к группировке давно ратовала Россия. У Китая был другой протеже – Пакистан. Изменение геополитической ситуации для России и Китая побудило их активизировать усилия по включению двух держав. Москва смотрит на альянс как на инструмент утверждения политики многополярного мира, ограничения влияния США. В КНР полагают, что расширение ШОС будет способствовать воплощению проекта «Один пояс – один путь», иными словами, продвигать китайские услуги и капиталы в зону Индийского океана.
Однако, как утверждает индийский портал Wires, Дели, вступив в блок, не откажется от избранного курса на сближение с США, в том числе в военной сфере. Останутся в силе американо-индийские договоренности о заходе кораблей в порты друг друга, так же как и соглашения о передаче американцами современных вооружений и оборонных технологий индийцам.