Взрыв в Стамбуле, за который пока никто не взял на себя ответственность, унес жизни 11 человек. Фото Reuters
Ситуация на Ближнем Востоке остается крайне нестабильной. В Турции произошел очередной теракт, унесший жизни более 10 человек. В Ираке продолжаются бои за Эль-Фаллуджу, где окопались джихадисты, а сирийская правительственная армия вошла в провинцию Ракка, готовясь к штурму одной из «столиц» запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Однако боевики несут потери не только на фронтах: западные СМИ сообщают о массовом дезертирстве исламистов.
В стамбульском районе Везнеджлиер во вторник утром взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль, припаркованный у полицейского автобуса. В результате теракта погибли семеро стражей порядка и четверо мирных жителей. Взрыв произошел во время утреннего часа пик.
Рядом с местом ЧП находятся площадь и мечеть Беязыт, Стамбульский университет и ворота Гранд-Базар, популярные среди туристов.
По состоянию на вечер понедельника ни одна группировка не взяла на себя ответственности за преступление. Однако почерк преступления может указывать на курдский след, отмечают турецкие силовики.
Но если в Турции курдов причисляют к террористам, то в Сирии они являются одной из немногих международно поддерживаемых сил, успешно борющихся с ИГ. Именно курды составили костяк Альянса сирийских ополченцев, на прошлой неделе начавших наступление на неофициальную столицу ИГ – город Ракку. Союз «Демократические силы Сирии» (ДСС), возглавивший поход, включает курдское ополчение и отряды арабов.
Более того, в Дамаске считают, что Турция стоит за террористами, воюющими в Сирии. Однако президент Башар Асад пообещал остановить Реджепа Тайипа Эрдогана, надеющегося захватить Алеппо и «претворить в жизнь его исламистский проект «Братьев-мусульман». «Алеппо станет могилой, где будут похоронены все мечты и надежды этого мясника», – заявил Асад в обращении к депутатам Народного совета.
Вчера Сирийская правительственная армия тоже вошла в провинцию Ракка и взяла под контроль крупный транспортный узел, имеющий стратегическое значение на пути к «столице» исламистов.
В соседнем Ираке дела у ИГ немногим лучше. Иракская армия окружила Эль-Фаллуджу и готовится к штурму города. Здесь может находиться до 50 тыс. мирных жителей, в том числе 20 тыс. детей, пишет New York Times. Боевики намерены использовать горожан в качестве живого щита. Опасаясь предстоящих боев, жители пытаются покинуть Эль-Фаллуджу на самодельных лодках и плотах, но многие тонут в Евфрате. По данным международных гуманитарных организаций, с начала этой недели утонуло не менее 13 человек.
Джихадисты, испуганные успехами правительственных армий и разочарованные ИГ, массово бегут из рядов самопровозглашенного халифата. Wall Street Journal со ссылкой на представителей посольств шести стран в Турции пишет, что сотни бывших боевиков обратились за помощью к дипломатам.
Каждую неделю десятки иностранцев, оказавшихся в «безвыходном положении», обращаются в посольства и консульства в Стамбуле и Анкаре с просьбой выдать новые паспорта взамен «украденных» и «потерянных» и вернуть их на родину, отмечает газета. ИГ конфискует паспорта новобранцев. Около 150 французов обратились в диппредставительства, также в списке жители других европейских стран, например шведы. Сейчас иностранцы находятся под арестом, их допрашивает турецкая разведка, и пройдет не меньше месяца, прежде чем их передадут в посольства.
Однако на родине их ждет прохладный прием, полагают эксперты. «В национальных законодательствах предусмотрена уголовная ответственность за участие в террористических организациях. Если в отношении дезертиров не будут приняты специальные правительственные акты, то их ждет суд. Уже в процессе разбирательства раскаяние и добровольный уход из рядов ИГ могут быть учтены как смягчающее обстоятельство», – заявила «НГ» кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права РГГУ Полина Земскова.
Она добавила, что доказательство вины лежит на специализированных органах, таких как разведслужбы, которые должны располагать ориентировками на видных террористов и отслеживать перемещение соотечественников, решивших примкнуть к запрещенным организациям.
Однако среди дезертиров могут оказаться реальные преступники, действующие по принципу троянского коня, опасаются спецслужбы. Тем более что ИГ начало готовить смертников для атак с применением химического оружия в различных странах мира, передает иранское агентство Fars.
В мае Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) выступила с предупреждением о наличии «исключительно тревожных» признаков того, что ИГ, возможно, самостоятельно разрабатывает химическое оружие. В апреле джихадисты применили химоружие в боях под Алеппо, погибли 23 человека, более сотни пострадали.
Несмотря на успехи в борьбе с джихадистами, не все преступники готовы сложить оружие. Филиал ИГ на Синае установил связи с палестинским движением ХАМАС, несмотря на глубокие идеологические разногласия группировок, пишет WSJ. «Союзники» наладили поставки контрабандных товаров, оказывают друг другу медицинскую помощь. Это сотрудничество представляет реальную угрозу для Израиля, который был и остается главным врагом радикальных исламистов.