Ван дер Беллен вышел победителем из схватки с Хофером благодаря «почтовым» голосам. Фото Reuters
Австрия могла бы стать первой страной в истории ЕС, которая выбрала президентом политика ультраправых взглядов – кандидата от Партии свободы Норберта Хофера. Во втором туре выборов до подсчета голосов, отданных по почте, он опережал своего конкурента экс-лидера Партии зеленых Александра Ван дер Беллена на 4%. В Брюсселе были крайне обеспокоены, что кресло президента мог занять человек, относящийся к радикальным евроскептикам и резко выступающий против миграционной политики ЕС. Однако в итоге победу праздновал Ван дер Беллен.
По результатам воскресного голосования победу на президентских выборах одерживал радикал Хофер. Европейская пресса писала: подсчет «почтовых» голосов может изменить окончательные итоги лишь на 0,5%. Тот факт, что в лидеры выбился представитель ультраправой, или, как передает немецкая Deutsche Welle, правопопулистской, партии, взволновал политиков ЕС. «Реальность такова, что неважно, выиграет или проиграет (Хофер. – «НГ»). Партия свободы «уже победила», завоевав 50% голосов австрийцев», – пишет британская Telegraph.
Издание отмечало, что победа Хофера, конечно, не «ввергнет Австрию или Европу в темные века или выведет на улицы фашистов», однако станет ориентиром для популистских партий Европы, стремящихся к власти. Результат ультраправого кандидата мог быть воспринят как позитивный сигнал такими политиками, как Марин Ле Пен во Франции, Герт Вилдерс в Нидерландах или Фрауке Петри в Германии, которые мечтают о том, чтобы занять пост главы государства, даже если эта должность носит больше церемониальный характер.
Как пишет британское интернет-издание Express, результат австрийских выборов – тревожный звонок для ЕС, где наблюдается сильный подъем поддержки евроскептических правопопулистских партий. Впервые со времен Второй мировой войны во второй тур президентских выборов не смогли пройти кандидаты от главных австрийских партий – Социал-демократической и Народной. Поражение социал-демократов в первом туре даже обернулось отставкой канцлера Вернера Файмана.
Как писала все та же Telegraph, одной из возможных реакций европейского истеблишмента на победу Хофера могли стать различные заявления о «возвращении нацистов». Это, конечно, противоречит действительности. Хотя Партия свободы и испытывает некоторую ностальгию по «великой Германии», ее руководители «слишком умны, чтобы попасть в нацистскую ловушку». Тем не менее значимость голосов, отданных по почте, была явно недооценена. В итоге Ван дер Беллен финишировал с результатом 50,2%, а Хофер – с 49,8%.
Заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер отметил «НГ»: между заявлениями и реальной политикой, когда человек находится у власти, большая дистанция: предвыборные обещания следует воспринимать как общий ориентир. «Однако для ЕС эта тенденция очень опасная, когда первым человеком в одном из государств союза мог стать активный евроскептик. Если Хофера избрали бы президентом, то к нему пришлось бы прислушиваться», – подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что Хофера очень волнует вопрос о мигрантах. «По его мнению, страны должны сами устанавливать квоты. Хофер считает, что социальная система Австрии не должна быть отягощена заботой о беженцах: если Европа хочет, чтобы страна принимала мигрантов, то сама и должна оплачивать их пребывание. Он апеллирует к той категории людей, которые считают, что беженцев должно быть как можно меньше, поскольку если будет слишком много людей с Востока, то они займут рабочие места, что не может устраивать Австрию. В отличие от Ван дер Беллена, который говорит, что надо прежде всего думать о людях – неважно, австрийцы они или сирийцы, Хофер утверждает: думать надо об австрийцах, которые создавали свое социальное государство, благами которого им и пользоваться, а делиться этим с кем-то еще только в крайних случаях», – сказал Швейцер.
Эксперт пояснил: президент в Австрии не осуществляет исполнительную власть, но контролирует ее. «Если вагоновожатый в австрийском трамвае – канцлер, то президент – контролер. Он обладает функциями главного контролера, выше которого только Верховный суд. Он является главнокомандующим, без санкции которого силовые структуры ничего делать не смогут. Он не может их обязать что-то делать, но воспрепятствовать может. Также он имеет право распустить правительство и после консультаций назначить новые выборы. Он может вычеркнуть того или иного министра из списка, предложенного федеральным канцлером», – сказал Швейцер. Эксперт подчеркнул: самым сильным ходом Хофера мог стать роспуск парламента, что на волне евроскептических настроений могло привести к победе Партии свободы.
Глава МИД Словакии Мирослав Лайчак уверен: результат Хофера отражает «недовольство людей традиционными политическими партиями». А по мнению главы МИД Италии Паоло Джентилони, сейчас Австрия – страна, политически разделенная на две части, что вызывает «культурно-политическую обеспокоенность».
Сам Хофер написал в Facebook, что весьма огорчен результатом и ему бы очень хотелось быть президентом «этой прекрасной страны».
Слоганом предвыборной кампании Ван дер Беллена была фраза: «Я был свидетелем того, как Австрия восстала из руин после Второй мировой войны, вызванной безумием национализма». Кстати, политик имеет русские корни. Его отец родился в Пскове, но после Октябрьской революции был вынужден перебраться в Эстонию, а затем переехал в Австрию, где и родился новоиспеченный президент.