Фото пресс-службы президента Польши
Сегодня завершается четырехдневный визит польского президента Анджея Дуды в Канаду. Год назад тогдашний глава польской дипломатии, а ныне лидер оппозиционной партии «Гражданская платформа» Гжегож Схетына, прославившийся своими историческими ляпами и неординарными познаниями об освободительной миссии Красной армии, задался вопросом: «Почему мы так легко привыкли к тому, что Москва – это место, где чтят окончание военных действий, а не Лондон или Берлин, что было бы еще более естественным?» Такое рассуждение глава МИД России Сергей Лавров назвал кощунственным и циничным. Тем не менее нынешнее руководство Польши нашло в словах Схетыны резон и такую возможность сочло уместной.
Выбор для официального визита в столь символическое время страны, чей девиз «От моря до моря» был особенно популярен в Польше в межвоенный период, не случаен, поскольку несет выраженный военный аспект в преддверии варшавского саммита Североатлантического альянса в начале июля. Правда, канадцы понимают свой девиз так: от Атлантического до Тихого океана. А название предполагаемой федерации «Междуморье» Юзеф Пилсудский выбрал исходя из ее положения между Балтийским и Черным морями. Но ассоциации часто играют на руку.
«Канада – очень важный трансатлантический союзнический партнер в рамках НАТО, – поясняет министр в канцелярии польского президента Кшиштоф Щерский. – Важно, чтобы Канада активно участвовала в решениях варшавского саммита в практическом смысле, то есть присутствием канадских войск и канадской боевой техники на восточном фланге». Поэтому и было запланировано посещение канадской воинской части и похожий на вербовку призыв приехать служить в Польшу. Сейчас, обращается внимание на президентском сайте, канадские военнослужащие проводят учения в Польше в рамках операции Reassurance, начатой после «российской агрессии в Украине с целью обеспечить безопасность странам региона».
В программе визита было еще несколько символических акцентов. В Торонто Дуда возложил венок к Катынскому памятнику, сооруженному польскими иммигрантами, а в городке Ниагара-на-Озере посетил Польское воинское кладбище. На этом погосте захоронены умершие во время эпидемии испанки в 1918 году солдаты сформированной «Голубой армии», которая использовалась польским правительством в борьбе против большевистских войск.
В самой же Польше тщательно стараются забыть о победном мае 1945 года, продолжая внушать обществу, что «события 1944–1945 годов нельзя называть освобождением, а красноармейцев – освободителями». Термин «советская оккупация» уже приобретает официальное звучание, а факт погибших при освобождении Польши более 600 тыс. советских солдат и офицеров, по сути, игнорируется. Отсюда перевод истории в политическую плоскость и предложение польского Института национальной памяти под видом избавления от «остаточной оккупации» снести оставшиеся памятники, сооруженные в благодарность за освобождение от фашизма.
Отсюда череда актов вандализма, один из которых случился в канун майских праздников на мемориальном кладбище офицеров Советской армии во Вроцлаве – городе, провозглашенном Европейской столицей культуры в 2016 году. Отсюда запрет польских властей на въезд на территорию Польши участников мотопробега «Дороги Победы» группы «Российские мотоциклисты», пожелавших поклониться советским воинам, погибшим при освобождении Европы. Мне как свидетелю недавних мемориальных мероприятий в Катыни и Смоленске с участием сотен польских граждан, проведению которых всячески способствовали российские власти, поворот от ворот польской границы наследников освободителей показался особенно злонамеренным. Будто и не было никакого «братства по оружию» в борьбе с общим врагом. Польские СМИ, словно набравшие в рот воды, дозированно сообщившие о праздновании 9 Мая в России, отмечали его как «российский День Победы», не имеющий никакого отношения к победоносным событиям в Европе.
Восемь лет в Польше вовсю трубили о создании в Гданьске крупнейшего Музея Второй мировой войны. Был назначен и директор. И вот неожиданно зампремьера, министр культуры Петр Глиньский заявляет о закрытии неоткрытого музея и объявляет, что будет Музей Вестерплятте. Скандал – сказано мало. Ведь как в Музее Второй мировой обойтись без рассказа об освободительной миссии Советского Союза? А это никак не вписывается в политику Польши.
Недавно в Плоцке, который называют «отцом городов польских», мне довелось наблюдать, как в нескольких районах отмечался День памяти жертв Катынской трагедии 1940 года и погибших горожан во время войны. Следующими были торжества по случаю 95-й годовщины награждения Пилсудским Плоцка «Крестом за храбрость» – за оборону города от большевиков. «Война с памятниками» советским воинам-освободителям обходит Плоцк стороной. Здесь эту «проблему» решили заблаговременно: от возведенного в центре города в 1945 году Памятника благодарности Советской армии избавились еще 20 лет назад. На его месте теперь возвышается бронзовый Пилсудский, от постамента которого начинаются все торжественные шествия. В том числе и марши памяти «проклятых солдат», которые в рядах нелегальных организаций боролись с оружием в руках с «коммунистическим режимом» и «против всей мощи советской империи» в 1944–1963 годах. Теперь из этих боевиков формируют новых героев, вымывая из памяти ветеранов Войска Польского, которые вместе с советскими солдатами победоносно дошли до Берлина в мае 1945-го.
И где, если не в Плоцке, говорить о российско-польском сотрудничестве?! Именно здесь действует крупнейший нефтяной концерн «Орлен», занимающийся переработкой российской нефти и дистрибуцией нефтепродуктов, в том числе бензина. Между прочим, славу «Орлена» поддерживает одна из лучших гандбольных команд – семикратный чемпион Польши «Висла», цвета которой защищает сейчас игрок сборной России Дмитрий Житников.
А доставкой нефти из России занимается находящееся в Плоцке же Предприятие эксплуатации нефтепроводов, которое ее не только направляет производителям в Польше и Германии, но и складирует. С 1960 года топливо поступает в Польшу и страны Восточной Европы по крупнейшей в мире системе магистральных трубопроводов «Дружба». Будет поступать и дальше через Плоцк – Россия тут считается надежным партнером. Есть, правда, новость: плоцкое предприятие исключило из названия слово «Дружба». Что ж, это тот самый случай, когда говорят: дружба дружбой, а табачок врозь.
Передо мной многостраничное письмо членов легального Общества наследников польских ветеранов Второй мировой войны, возмущенных публикацией в солидной газете Rzeczpospolita о солдатах-русофилах. Статья Виктора Ферфецкого напоминает донос в Министерство национальной обороны. Упоминаются несколько мероприятий, среди которых посвященные генералу Ивану Черняховскому и годовщине освобождения Варшавы. Так вот: мало того, что в них принимал участие российский посол, так члены упомянутого общества явились на торжества в мундирах. Не злоупотребление ли это? Ибо «представители Общества наследников польских ветеранов Второй мировой войны надевают военную форму для того, чтобы подчеркнуть советское видение истории». А «руководящий деятель общества полковник Тадеуш Ковальчик появился не только в польском мундире, так еще и с прикрепленной к груди лентой крымских сепаратистов». Устами же ветерана Армии Крайовой дается чуть ли не наказ для Минобороны: проверить деятельность всех ветеранских союзов пророссийского характера и убедиться: объединяют они польских, а не советских ветеранов.
Но вот что удивительно. Если вы будете встречаться в Польше с людьми, не отягченными навязываемыми правилами внутриполитической борьбы, то никакой русофобии не ощутите. «Это все политики и наши СМИ стремятся нас поссорить, но мы-то этого не хотим», – обязательно скажут вам. И это не слова вежливости, а признание. Как и поддержка, пусть пока и не такая массовая, акции «Бессмертный полк», которая впервые была проведена 9 мая в Варшаве на военно-мемориальном кладбище российскими соотечественниками, ветеранами из России и Польши, представителями общественных организаций.
Что же касается памятников советской символики, то вчера было объявлено, что их уберут с глаз долой и свезут в музей под открытым небом. Но главный памятник в центре Варшавы – возвышающийся более 60 лет Дворец культуры и науки – трогать запрещено. Подарок СССР – Сталинская высотка – взята под охрану государства как памятник архитектуры.
Варшава–Плоцк