Саудовцы мечтают слезть с нефтяной иглы. Фото с сайта www.saudiaramco.com
Саудовская Аравия представила амбициозный план реформ, который должен помочь стране слезть с нефтяной иглы уже к 2020 году. Власти королевства считают, что необходимо выстраивать экономику на новом фундаменте, который избавит будущих саудовских лидеров от решения проблем безработицы среди молодежи и снижения доходов из-за низких цен на нефть. Эта цель была поставлена в рамках программы «Саудовское видение 2030».
О желании провести реформы объявил король страны Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд на заседании кабмина. Он заявил, что в совет по экономическим вопросам был направлен план о развитии страны до 2030 года, добавив, что саудовцам необходимо сплотиться и «поработать вместе», чтобы прийти к успеху. Wall Street Journal пишет, этот шаг – попытка Эр-Рияда задать новую траекторию развития в эпоху дешевой нефти.
Сама программа «Саудовское видение 2030» – детище наследника наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, 30-летнего сына монарха, который также занимает должность министра обороны и возглавляет совет по экономическим вопросам и развитию. В ведении совета находятся вопросы избавления Саудовской Аравии от углеводородной зависимости, создания рабочих мест и привлечения иностранных инвестиций.
Проект, который, по задумке правителей королевства, должен излечить страну от «голландской болезни» (негативный эффект, возникающий в результате стремительного развития в одном из секторов экономики и приводящий к росту национальной валюты. – «НГ»), предполагает приватизацию самой масштабной по капитализации нефтяной компании в мире Saudi Aramco и создание крупнейшего суверенного инвестиционного фонда.
Ранее в начале апреля Мухаммед бен Сальман уже сообщал о планах учредить суверенный фонд, в который вложат 2 трлн долл. Большая часть средств поступит в фонд за счет денег, полученных от приватизации Saudi Aramco. Кроме того, в «копилку» добавят 600 млрд долл. из существующих резервов, сообщает AP. Также в ведение фонда будут переданы государственные земли. По мнению принца, это поможет сделать основным доходом королевства инвестиции, а не энергоресурсы.
Снижение цен на нефть привело к тому, что дефицит бюджета Саудовской Аравии в прошлом году составил почти 100 млрд долл., а по прогнозам на этот год, достигнет около 87 млрд долл. Несмотря на уже предпринимавшиеся попытки уменьшить зависимость от углеводородов, на средства от продажи нефти в 2015 году пришлось более 70% доходов. Впрочем, наблюдатели отмечают, что это цифра занижена, поскольку все предыдущие годы нефтедоллары составляли более 90%.
Директор Международного валютного фонда по странам Ближнего Востока Масуд Ахмед считает, что диверсификация экономики в нынешних условиях – это то, в чем сейчас «нуждается Саудовская Аравия». Главный вопрос заключается в том, как реализовать «толковые и амбициозные цели», добавил он.
Впрочем, специалист по Ближнему Востоку в консалтинговой компании Capital Economics Джейсон Тервей заявил, что планы создать фонд скорее отражают намерения сдвинуть акценты в экономике, нежели говорят о реальных изменениях. «Мы не воспринимает всерьез заявление Мохаммеда бен Сальмана о том, что Саудовская Аравия слезет с нефтяной иглы к 2020 году», – признался экономист.
Востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев пояснил «НГ», что похожие программы долгосрочного развития существуют и в соседних с Саудовской Аравией монархиях Персидского залива: Катаре, ОАЭ, Кувейте. «Однако Саудовская Аравия стоит особняком, поскольку у нее максимальная зависимость от нефти. Подобные заявления делаются из-за того, что в королевстве наметилась разность курса. Министр энергетики и нефти Али аль-Наими говорит одно, а наследник наследного принца Мухаммед бен Сальман на разных площадках выступает с провокационными идеями, которые ничего общего с реальностью не имеют. Король – его отец – слушает то, что ему говорит сын, и озвучивает это», – отметил эксперт.
По мнению Касаева, реализовать программу к 2020-му и даже к 2030 году у Эр-Рияда не получится. «Надо понимать, что менталитет арабов, особенно саудовцев, таков, что они не умеют работать. У них нет инженерной мысли, нет способности развивать промышленность. Как торговцы, они могут успешно заниматься банками, что показывают ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн. Однако Саудовской Аравии сейчас не удастся активно развивать банковский сектор, потому что наблюдается общий кризис в разных уголках планеты – Европе, Америке, Азии. Поэтому заместить банковским сектором доходы от нефти, которые составляют около 85% бюджета, саудовцы не смогут», – подчеркнул он.
Эксперт считает: подобными заявлениями в королевстве в очередной раз пытаются расшатать нефтяной рынок. «С этой же целью дважды (в феврале и апреле) проводились переговоры в Дохе. Рынок цепляется за каждую новость. В целом это хорошо, потому что, если саудиты прямо скажут, что договариваться ни о чем не будут и не планируют слезать с нефтяной иглы, то моментально рухнут котировки. Это совсем невыгодно Эр-Рияду, учитывая прошлогодний дефицит бюджета в 100 млрд долл.», – заключил он.
Между тем реформы Эр-Рияд затеял в политически сложный для себя период. Королевство до сих пор втянуто в войну в соседнем Йемене с повстанцами-хоуситами, поддерживаемыми Ираном – самым принципиальным врагом Саудовской Аравии. Кроме того, страна играет далеко не последнюю роль в сирийском конфликте. И, конечно, на политический климат влияет размолвка с США, о которой в последнее время много писалось и говорилось.