Хуан Юю назначили высшую меру за «слив» 150 тысяч документов. Фото Reuters
Хуан Юй, работник правительства в провинции Сычуань, передал иностранной разведке 150 тыс. документов с грифом «секретно», получив щедрое вознаграждение. В 2011 году карьере шпиона пришел конец, и теперь китайца приговорили к смертной казни. Эксперт не исключает, что проданные за рубеж файлы не столь важны. Но поскольку в Сычуани сосредоточена разработка ядерных боеприпасов, ущерб государству может оказаться очень серьезным.
Согласно версии, опубликованной официальными СМИ КНР, профессионального компьютерщика Хуан Юя подвели обида на начальство и жажда наживы. 42-летний шифровальщик с 1997 по 2004 год работал в Управлении по охране государственных тайн в городе Чэнду, столице провинции Сычуань. В 2002 году руководство управления сообщило Хуану, что недовольно его работой, и предупредило о грядущем увольнении.
Опасаясь такого поворота судьбы, Хуан копировал документы, проходившие через его руки. В 2002 году он предложил в Интернете продать коды военных линий связи. Иностранные разведывательные агентства заинтересовались и установили с ним контакт.
Как передала газета China Daily, первая встреча прошла в гостинице в одной из стран Юго-Восточной Азии. Иностранец заплатил Хуану 10 тыс. долл. за три электронных документа, содержащих военные секреты, и обещал платить по 5 тыс. в месяц за передачу других документов.
После увольнения в 2004 году Хуан продолжал добывать конфиденциальную информацию с помощью жены, ее брата, которые тоже работали в Управлении по охране гостайн, и бывших коллег. Однажды Хуан пригласил жену и коллег в поездку в Гонконг, Макао и Юго-Восточную Азию. Агент-инициативщик воспользовался тем, что сослуживцы взяли с собой ноутбуки и другие гаджеты. Эти данные тоже были переданы куратору.
Частые поездки за границу и непонятно откуда взявшееся состояние привлекли к Хуану внимание органов. После ареста выяснилось, что среди файлов, раскрытых неприятелю, 292 значилось с грифом «совершенно секретно». Служба государственной безопасности дала по этому поводу следующий комментарий: «Если бы это произошло во время войны, то пролилась бы кровь и погибли люди».
Хуан заработал 700 тыс. долл. То, что осталось от гонорара, возвращено казне. В сообщениях СМИ не раскрывается, приведен ли смертный приговор в исполнение. Не сообщается и то, кому продавал тайны специалист по шифрам.
В беседе с «НГ» сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил, что из опубликованной информации трудно сделать вывод о том, какой ущерб нанесла утечка. В местных правительствах, по-видимому, есть отдельная служба, которая следит за соблюдением секретности. Теоретически шпион мог передать большой объем мало что значащих административных документов. Они могут иметь гриф, но касаться бухгалтерии, кадров, причем провинциального уровня.
«А мог передать и что-то очень серьезное, ведь в провинции Сычуань находятся все предприятия структуры, которая называется «Китайская академия инженерной физики». Она отвечает за разработку и производство ядерных боеприпасов. То есть основные НИИ, работающие в этой отрасли, сосредоточены в этой провинции. Значит, имея доступ к секретам, можно что-то узнать о расположении объектов этой академии, ее персонале».
Проблема касается и многих других стран. В старые времена сколько бумаги нужно было потратить, чтобы добыть такое количество документов. А теперь можно все залить в электронный носитель и украсть.
В Пекине это хорошо понимают. Случай с Хуан Юем используется в воспитательных целях. Недаром, помимо него, СМИ рассказывают об армейском курьере по фамилии Тан, бизнесмене по фамилии Шэнь и фотографе по фамилии Ляо, которые тоже поставляли иностранцам секретные сведения, но были разоблачены. Чтобы повысить бдительность граждан, 15 апреля провозглашено днем обучения правилам соблюдения государственной безопасности в масштабах страны.