Фото с официального сайта Valdai discussion club
Сегодня в Риме пройдет круглый стол «Выйти из тупика: какое будущее ждет отношения Россия–ЕС?», организованный фондом поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» и итальянским Институтом международных отношений (IAI). В свете событий на востоке Украины и в Крыму, негативно повлиявших на общий политический фон, проблемы двусторонних отношений звучат особенно актуально.
Стиль, избранный Владимиром Путиным, заключается в принятии скорых решений без обсуждения и без оглядки на серьезные международные последствия. И первым тревожным звоночком в череде агрессивных действий со стороны Путина и России в целом стала Грузия. Однако, несмотря на все эти события, отношения между странами должны развиваться, и для этого множество причин.
Во-первых, все мы заинтересованы в развитии экономических связей. Реальность такова, что у Москвы и Рима серьезные взаимные интересы, а между Берлином и Москвой они еще теснее. У нас есть внушительный фундамент, который необходим для достижения общих соглашений с партнерами по ЕС, с одной стороны, и Россией – с другой.
Во-вторых, существует американский фактор: Вашингтон всегда влиял на положение дел в Европе, чувствуя ответственность за ее судьбу. Мы же, со своей стороны, должны нести ответственность за отношения между Москвой и Брюсселем. Я не думаю, что Италия сейчас способна сыграть роль посредника между столицами. Однако она точно может выступить в роли координатора, помощника. Эта функция отличается от посреднической.
Вопросами нормализации отношений с Россией занимаются такие европейские институты, как Еврокомиссия, Европейский совет, и люди, ими руководящие, очень внимательно следят за тем, что происходит в Украине и Крыму. Однако всегда стоит смотреть шире и учитывать общие интересы по всему миру. Мы должны учитывать то, что происходит в Сирии и, возможно, еще случится в Ливии. Мы обязаны охватить весь спектр общих интересов между ЕС и Россией, ведь Москва может выступить нашим союзником.
Разрешение украинского кризиса может стать своего рода предварительным условием для будущих отношений ЕС и России, например, в рамках сотрудничества Евросоюза с Евразийским экономическим союзом. Сегодня необходимо развивать региональные интеграционные процессы, в том числе в регионах, где интересы России и ЕС пересекаются, и Россия может и должна быть сильнее вовлечена в деятельность обоих регионов, обоих союзов.
У ЕС есть сильное желание отказаться от санкционной политики, которая не играет на руку ни Евросоюзу, ни России. Однако для этого мы должны увидеть искреннее желание Москвы положить конец тому, что я называю агрессией в Украине.
Киев приложит серьезные усилия для имплементации Минских соглашений. Однако страна, которая несет наибольшую ответственность, на которую нужно оказывать давление в первую очередь, это Россия. Судьба Минских соглашений в большей степени находится в руках Москвы.
Россия не ведет себя агрессивно по отношению к Берлину или Риму, однако действует так в отношении Брюсселя – ЕС в целом. Я не разделяю подхода НАТО: альянс совершает ошибку, продвигая устаревшую политику представления России как угрозы. Мы же, напротив, должны вернуться к диалогу с Москвой, к диалогу США и России. Нам давно стоит отказаться от политики запугивания. Однако и со стороны Москвы должны поступать позитивные сигналы, ведь именно на России лежит ответственность в том, что за ней закрепился имидж агрессора.