Бархам Салих надеется на российские инвестиции в экономику региона. Фото с сайта www.barhamsalih.net
Москву с рабочим визитом посетил зам генерального секретаря Патриотического союза Курдистана доктор Бархам САЛИХ. С ним встретился и подготовил интервью специально для «НГ» руководитель Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН Николай ПЛОТНИКОВ.
– Доктор Бархам, какова цель вашего приезда в Россию?
– Это мой первый визит в Москву. У меня состоялся ряд важных встреч с представителями различных российских органов власти, в частности с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Нам есть что обсудить. Россия вновь стала важной силой в мировой политике. С ней нельзя не считаться. К ее мнению надо прислушиваться. Мы заинтересованы в приходе России в экономику Иракского Курдистана.
– Как вы оцениваете ситуацию в регионе и роль курдов в происходящих на Ближнем Востоке процессах?
– ХХ век был тяжелым для курдского народа – много страданий, гонений, репрессий, этнических чисток… В последние годы организация политического устройства и безопасности на Ближнем Востоке претерпевает серьезные изменения. Одним из доказательств этому стало появление многочисленных экстремистских и террористических организаций. Таких как «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ группировка. – «НГ»), являющейся угрозой для всего мира.
По-моему, пришло время сказать, что нужна новая система политического порядка и безопасности на Ближнем Востоке. Считаю, что решение данной проблемы связано с признанием прав всех народов, проживающих в регионе. Нельзя создать прочную и устойчивую систему политического порядка и безопасности, если народы не будут иметь своих сильных правительств, а они, в свою очередь, не будут заинтересованы в защите прав своих граждан. В этой связи могу открыто заявить о том, что после целого века гонений, геноцида и этнических чисток курдский фактор является очень важным на Ближнем Востоке. Пешмерга иракских курдов и защитники Кобани, представленные отрядами народной самообороны (YPG), являются мощной составляющей сил международной антитеррористической коалиции. Курды – ключевая сила в борьбе с экстремизмом. Исходя из событий, происходящих в Сирии, Ираке и на юго-востоке Турции, стабильность на Ближнем Востоке невозможна без признания прав курдского народа и его идентичности во всех уголках мира.
– Какова роль пешмерга в борьбе с ИГ?
– Силы пешмерга внесли значительный вклад в защиту Курдистана и Ирака от ИГ, принимают активное участие в операциях международной коалиции. Многие важные территории были освобождены благодаря подразделениям пешмерга. Они также рассматриваются в качестве силы, которая будет задействована в освобождении Мосула и районов, прилегающих к Киркуку. Но пешмерга испытывает ряд трудностей. Из-за экономического кризиса в стране военнослужащие получают небольшое жалованье, недостаточно обеспечены продовольствием, вооружением и боеприпасами. Они также нуждаются в подготовке и тренировке. Несмотря на оказываемую поддержку со стороны международной коалиции, мы нуждаемся во всесторонней помощи. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность российской стороне за оказанное содействие пешмерга в последнее время. Это очень важно. Россия вместе с международным сообществом и с нами находится на переднем рубеже борьбы с ИГ.
С удовлетворением отмечаю, что уровень координации с российской стороной улучшается. У вашей страны есть исторически сложившиеся отношения с курдским народом, с Ираком. Это та сторона на Ближнем Востоке, с которой мы надеемся продолжить вместе боевые действия против ИГ, вместе развиваться и работать. Россия – великая держава и самая близкая нам страна. То, что Россия думает и как она действует, очень важно для нас. И я полагаю, что мы можем надеяться на помощь России, особенно в вопросах обеспечения вооружением и боеприпасами подразделений пешмерга, их обучения.
Повторю, что для победы над ИГ необходимо тесное сотрудничество Москвы, Дамаска, Эрбиля, Багдада, Тегерана и, конечно, Анкары. Все должны объединиться в борьбе против общей мировой угрозы. Как курд я горд, что силы пешмерга являются неотъемлемой частью международных антитеррористических сил. Бойцы пешмерга всегда пользовались уважением у курдского народа.
– Будет ли пешмерга участвовать в освобождении Мосула? Как налажено ее взаимодействие с федеральной армией?
– Подготовка к освобождению Мосула идет. Предстоящая операция требует тщательного планирования, всесторонней подготовки бойцов к тяжелым уличным боям, значительных запасов материально-технических средств, боеприпасов. Взаимодействие с федеральной армией есть. Полагаю, что пока не время раскрывать планы предстоящих боевых действий. Газеты читают не только наши друзья.
– В чем суть политического и экономического кризиса в Иракском Курдистане? Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из него?
– Иракский Курдистан сейчас испытывает огромные экономические проблемы, в первую очередь из-за серьезного падения мировых цен на нефть. Мы ведем войну против экстремистов. При населении в 5,5 млн человек число беженцев составляет 1,8 млн. Представьте, что население России увеличилось бы на 30–40% из-за мигрантов. С одной стороны, перед вами остро стоит проблема беженцев, а с другой – вы лишены прямого бюджетного финансирования со стороны Багдада.
Я убежден в том, что мы стали государством, доходы которого напрямую зависят от продажи нефти. Многие госслужащие не получают зарплату. Правительство Ирака проводит слабую экономическую политику, наблюдается кризис неэффективного управления. Тем не менее надеюсь, что это заставит правительство и политическое руководство Иракского Курдистана провести необходимые реформы, которые оживили бы экономику региона и его экономическую инфраструктуру. Думаю, что это возможно. В первую очередь, потому что Иракский Курдистан очень богатый регион. Его недра богаты полезными ископаемыми, он располагает хорошими сельхозугодиями, достаточно мощным туристическим потенциалом. Наряду с этим регион обладает уникальным и важным геостратегическим положением для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества между Ираком, Ираном и Турцией. Если нам удастся решить экономические проблемы, Курдистан станет базой для привлечения зарубежных инвестиций и осуществления торговли не только на пространстве, населенном курдами, но и за его пределами.
– Как складываются отношения между политическими партиями Иракского Курдистана?
– К сожалению, вынужден признать, что в Иракском Курдистане наблюдается политический кризис. Население испытывает на себе всю тяжесть ситуации. Парламентский кризис стал очень серьезной и основной проблемой для нас, политиков региона. Курдским политическим партиям необходимо осознать, что мир меняется, изменяется Ближний Восток и наше общество также изменяется. Оно не может управляться по той схеме, которая использовалась ранее. Поэтому мы должны проводить реформы. И я надеюсь, что нам удастся сблизить позиции основных партий Иракского Курдистана и перейти к следующей фазе политического процесса – непосредственному проведению реформ.
Из биографии Бархама Салиха
Родился в 1960 году в г. Сулеймания. Дважды был арестован баасистским режимом по обвинению в причастности к деятельности курдского национального движения. Содержался в тюрьме Киркука, где подвергался пыткам. После освобождения из-за продолжавшихся преследований был вынужден уехать из Ирака в Великобританию. Имеет докторскую степень по специальности «Применение статистики и компьютерных средств в инженерии». В партию «Патриотический союз Курдистана» (ПСК) вступил в 1976 году и вошел в состав европейского представительства ПСК в Лондоне, где был ответственным за внешние отношения. После первой войны в Персидском заливе был избран в руководящий состав ПСК. В середине 2004 года занял должность вице-премьера временного правительства Ирака. В 2005-м стал министром планирования в переходном правительстве и вице-премьером в кабинете министров Нури аль-Малики, с 2009 по январь 2012 года – премьер-министр Регионального правительства Курдистана.