Фото Reuters
По сообщениям из иорданской столицы, недавно под руководством директората общей разведки Иордании в городе Ирбиде, что на на севере страны, был проведен рейд по выявлению и задержанию членов скрытых ячеек, связанных с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация). До этой операции все усилия Иордании по противодействию джихадистам сводились к участию в рамках международной коалиции в Сирии.
По указанию генерального прокурора вся информация о результатах проведенного рейда была ограничена к распространению. Однако из обнародованных сведений стало известно, что в операции, которая длилась девять часов, участвовали около 150 жандармов. Среди них есть погибшие и раненые, в том числе из числа офицерского состава. В ходе оперативных мероприятий были задержаны семь иорданских граждан, изъяты автоматическое оружие и пояса смертников. Арестованные собирались нанести удары по объектам гражданской и военной инфраструктуры. Ранее по подозрению в связи с ИГ было задержано еще 13 человек.
По оценкам местных наблюдателей, на территории Иордании проживают 7 тыс. джихадистов. При этом 2 тыс. из них являются верными ИГ, а 1,3 тыс. готовы сражаться в Сирии за ИГ и «Джебхат ан-Нусру» (запрещена в России). Из числа 1,3 тыс. иорданцев, воевавших в рядах различных экстремистских формирований в Сирии и Ираке, погибло почти 350 человек.
В настоящее время, по заявлениям иорданских компетентных лиц, наибольшую опасность национальной безопасности представляют «спящие» ячейки джихадистов, способные организовать выступления внутри страны. На этом фоне ряд иностранных экспертов отмечает, что хотя контролирующие органы королевства и сохраняют бдительность, в целом правительство допускает ошибку, уделяя основное внимание пропагандистской борьбе с джихадистами. Пятничные проповеди в мечетях, призывающие к борьбе с ИГ, «Джебхат ан-Нусрой» и «Аль-Каидой», проводить, безусловно, надо, но в нынешних условиях их уже явно недостаточно.
После рейда в Ирбиде в правительстве Иордании приступили к обсуждению, как ужесточить противодействие религиозному экстремизму. Оно касается, в частности, пересмотра школьных программ и усиления контроля над мечетями. Дебаты затронули и социально-экономическую привлекательность ИГ. По оценкам иорданских экспертов, в число сочувствующих джихадистам и призывников в их отряды входят не только представители бедных районов, но и средний класс и выпускники высших учебных заведений. Как отмечают пользователи социальных сетей, провал экономической политики, продолжающийся рост безработицы, особенно среди молодежи, коррупция чиновников позволяют экстремистам распространять в Иордании свои идеи.
По официальным данным, уровень безработицы в Иордании в 2015 году составил примерно 13%. Начиная с 2011 года в страну въехало около 1,3 млн сирийских беженцев, которые также несут дополнительную нагрузку на бюджет. Несмотря на иностранную финансовую помощь, перспективы иорданской экономики выглядят непозитивно. По оценкам бывшего министра финансов Мохаммада Абу Хаммура, в 2016 году ожидается падение хозяйственных показателей, поскольку до последнего момента экономика росла более медленными темпами, чем население. По его оценкам, общий долг Иордании сейчас превышает 80% ВВП и составляет примерно 28,5 млрд долл.
Говоря о перспективах противостояния с салафитами, эксперты указывают, что рано говорить о победе над ИГ. Нерешенность социально-экономических проблем остается важной предпосылкой распространения идей джихадизма, в первую очередь в обедневших городах и лагерях беженцев.
В случае достижения политического компромисса в Сирии руководство Иордании ожидает возвращения в страну нескольких тысяч экстремистов из числа своих граждан. Этот факт рассматривается в качестве постоянно присутствующей краткосрочной угрозы для национальной безопасности. Один из тех, кто был захвачен во время операции в Ирбиде, недавно вернулся из Сирии.
Судя по всему, король Абдалла и его окружение возлагают большие надежды на углубление сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом с США. Однако большинство местных аналитиков, в целом соглашаясь с этим, полагают: искоренить радикальную джихадистскую идеологию из иорданского общества можно, опираясь прежде всего на экономические инструменты и так называемую мягкую силу.
В этой связи международная помощь является важным аспектом для сохранения стабильности в Иордании. Страна заинтересована в развитии взаимодействия с внешним миром для использования накопленного опыта по противодействию террористической угрозе и подготовке персонала в соответствующих организациях. Принимая во внимание приток беженцев из соседней Сирии, Амман нуждается также в получении финансовой помощи не только от отдельных государств, но и международных организаций. По некоторым оценкам, получаемые средства целесообразно использовать для реализации социально ориентированных программ, препятствующих маргинализации и радикализации населения.