Минфин США надеется напасть на «русский след» в офшорах. Фото Дэвида Джонсона
Вашингтон может расширить санкционный список россиян в канун голосования Евросоюза по этому вопросу. В Штатах заинтересовались «панамскими бумагами», которые могут подкрепить доказательную базу. Однако эксперты считают, что речи о расширении санкций не идет, и сомневаются, что ЕС поддержит ограничения.
Американские чиновники изучают документы из расследования Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) об офшорных фирмах, которые могли содействовать российским компаниям и физическим лицам уклоняться от санкций, наложенных в связи с дестабилизацией ситуации в Украине. Бизнесменов могут внести в расширенный черный список уже в июне, когда ЕС должен будет решить вопрос о продлении ограничений против России, пишет Bloomberg со ссылкой на анонимный источник.
По мнению Питера Харрела, бывшего заместителя помощника госсекретаря по финансовой политике, утекшие в СМИ материалы помогут властям «построить доказательную базу». В комментарии Минфина США, поступившем в распоряжение агентства, говорится, что «правительство сфокусировалось на расследовании возможной незаконной деятельности, в том числе нарушении налогового законодательства или санкций, введенных со стороны США, используя все источники информации – как государственные, так и негосударственные».
В расследовании, подготовленном ICIJ совместно почти с 400 журналистами по всему миру, говорится об офшорах в более чем 70 государствах и территориях. В российской части рассказывается о том, что люди «из близкого окружения» президента Владимира Путина перевели через офшорные компании по меньшей мере 2 млрд долл., а 12 должностных лиц стали учредителями, владельцами или акционерами подобных фирм.
Среди «героев» расследования называют музыканта Сергея Ролдугина, миллиардера Аркадия Ротенберга, уже внесенного в черный список, крупнейшего акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука, которого западные СМИ называют личным банкиром Путина. Кроме того, журналисты рассказывают о бизнесе Алексея Крапивина – сына близкого соратника бывшего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина – и сына директора «Ростеха» Станислава Чемезова. И Якунин, и Чемезов-старший значатся в санкционном списке.
Однако заявления американских чиновников могут оказаться блефом. Доцент кафедры международного и европейского права Балтийского федерального университета им. И. Канта Вадим Войников отмечает, что в документах отсутствуют полные доказательства, подтверждающие вину бизнесменов. Эксперт сомневается, что американцы расширят санкционный список, а ЕС – присоединится к новым ограничениям. «Европейские власти вряд ли будут расширять санкции, потому что процедуры имплементации ограничений достаточно сложные, – отметил он. – Кроме того, перед ЕС стоят другие проблемы, и политически это решение вряд ли поддержит большинство. Я не думаю, что европейцы пойдут на обострение с Россией: Евросоюз куда больше заинтересован в выходе из сложившегося кризиса».
Однако президент Института стратегических оценок Александр Коновалов придерживается другой точки зрения и отмечает, что «панамские бумаги» позволяют сделать определенные выводы о том, как лица, оказавшиеся под санкциями, пытаются не засветиться и действовать в обход американских и европейских законов. Он не исключает расширения санкций, но сомневается, что их ужесточат. Под удар могут попасть родственники высокопоставленных чиновников.
Коновалов обращает внимание, что в России не проработано понятие PEP (politically exposed person), которым запрещено скрывать доходы. Составители западных списков по своему усмотрению могут определить, кого из родственников и близких политиков стоит включать в черные списки, считает эксперт.
«Панамские бумаги» остались практически незамеченными в России, «не вызвав ни удивления, ни возмущения большинства россиян, спровоцировав лишь незначительные одиночные акции протеста», пишет Economist. Казалось, бумаги вызовут сенсацию в России, однако «куда больший отклик» они возымели на Западе, соглашается USA Today и добавляет, что «Россия настолько привыкла к коррупции в качестве постоянного элемента политической жизни», что еще одна утечка не изменит общественного мнения и не станет угрозой для Путина. Александр Баунов из российского Центра Карнеги сказал АР, что даже если бы связи Путина и его друзей подтвердились, это не стало бы шоком для сторонников президента.
Вчера Путин впервые лично прокомментировал расследование, заявив, что авторы публикаций пытаются посеять недоверие внутри российского общества и «раскачать страну изнутри». Однако никаких реальных обвинений и улик в материалах нет. «Вашего покорного слуги там нет, ну не о чем говорить. Но задание-то есть! Чего сделали? Сделали информационный продукт – нашли знакомых и друзей», – сказал Путин на 3-м медиафоруме региональных и местных СМИ «Правда и справедливость».
Лишь 13% западных аналитиков, опрошенных Bloomberg, полагают, что санкции против России будут ослаблены в следующие 12 месяцев. При этом 57% аналитиков прогнозируют продление ограничений со стороны ЕС этим летом.
Но даже отмена санкций не поможет экономике России, свидетельствует доклад Всемирного банка. Если ограничения и снимут до 2018 года, стране не стоит надеяться на быстрый экономический рост. Импульс будет «ограниченным и кратковременным», потому что он нивелируется постоянным неблагоприятным внешним фоном, структурными проблемами экономики, неэффективным управлением, которые создают крайне ограниченный потенциал роста.