Исламиста Салаха Абдеслама доставили в тюрьму в Брюгге в машине скорой помощи. Фото Reuters
После 126 дней интенсивных поисков бельгийской полиции удалось арестовать человека, называемого террористом номер один в Европе, – единственного из 10 смертников, действовавших 13 ноября в Париже, который не подорвал себя, а пустился в бега. Все это время он находился в самом сердце Брюсселя. Его экстрадиция во Францию произойдет не позже чем через три месяца.
26-летний гражданин Франции Салах Абдеслам был арестован в минувшую пятницу в брюссельском районе Моленбек, где он вырос и где проживает его семья. Сразу после терактов, 14 ноября, ему удалось скрыться с места трагедии и бежать в Брюссель, где его след был потерян. Полиция знала, что он не покидал бельгийскую столицу, а прячется благодаря сети сообщников.
Удалось найти и арестовать людей, которые приехали за Абдесламом. Согласно их показаниям, он плакал, кричал, объяснял, что был участником терактов, и умолял не выдавать его. До 4 декабря он прятался на конспиративной квартире. Обыск там прошел 9 декабря. Были найдены три пояса смертника, следы взрывчатых веществ и ДНК и отпечатки пальцев террориста. В следующие месяцы полиция провела более 100 обысков и задержала 58 человек. Но Абдеслам словно исчез.
И вот в минувший вторник во время рядового обыска в районе Форе находившиеся в квартире люди стали отстреливаться, и один из них погиб, а еще двое бежали. Полиция обнаружила отпечатки пальцев Абдеслама, было установлено, что погибший и один из бежавших занимались логистической поддержкой терактов, а второй бежавший – сам Абдеслам. По горячему следу его нашли в Моленбеке. Он попытался оказать сопротивление и был ранен в ногу.
В субботу Абдеслама поместили в тюрьму в городе Брюгге на севере страны. Он находится в предварительном заключении и под усиленным наблюдением. Ему предъявлены обвинения в участии в терактах, повлекших человеческие жертвы, и в деятельности террористической группировки. Имеется в виду «Исламское государство» (запрещенная в России террористическая группировка), взявшее на себя ответственность за теракты в Париже. Такие же обвинения предъявлены задержанному вместе с ним сообщнику Муниру Ахмеду Алаажу (известному также как Амин Шукри, оба имени ложные). Адвокат Абдеслама Свен Мари заявил, что его подзащитный сотрудничает со следствием. В частности, он рассказал, что по плану должен был подорвать себя на арене «Стад де Франс». Считается также, что он сыграл ключевую логистическую роль в подготовке терактов, так как снял машины и квартиры для смертников в Париже.
По словам Мари, Абдеслам, на арест которого французскими властями был выдан так называемый европейский ордер (действует на территории всего ЕС), не согласен на экстрадицию во Францию. Однако данной процедуре это не помешает. При согласии подозреваемого она предусмотрена в течение 10 дней, без такого – в течение 90 дней. Минюст Франции уже пояснил, что судебное решение о передаче террориста будет принято максимум за 60 дней с момента ареста. В случае обжалования это произойдет не позже чем через 90 дней.
Как пояснил федеральный представитель прокуратуры Бельгии Эрик Ван дер Сипт, в первое время Абдеслам останется в стране, особенно если согласится давать показания, но затем его «рано или поздно» отправят во Францию, даже если он будет этому противиться. Президент Франции Франсуа Олланд выразил надежду, что это произойдет настолько быстро, насколько возможно. Вместе с тем суд состоится только через несколько лет. Ведь дело необходимо собрать воедино, а сколько в нем фигурантов, арестованных и разыскиваемых следствием, во Франции и в Бельгии, а может быть, даже и в Сирии? Как утверждают эксперты, во Франции даже следствие по делу об ограблении инкассаторов может длиться пять лет.
Как отмечает онлайн-издание Politico в своем комментарии «Один успех не перекрывает провалов Бельгии», поимка Абдеслама не спасает репутацию страны, подорванную, когда стало известно, что теракты в Париже готовились в Брюсселе, о котором стали говорить как о настоящем рассаднике радикализма. Напротив, возникает вопрос – почему его поиск занял так много времени, ведь все это время он находился в Брюсселе! Кроме того, вполне может оказаться, что поимка террориста стала вопросом случая и удачи, как и обнаружение его следа в Форе (это, кстати, уже констатировал директор Европейского центра стратегической разведки и безопасности Клод Монике). «Гораздо больше времени, чем будет нужно для ареста всех преступников, понадобится для решения таких проблем, как неспособность справиться с радикальными мечетями, доступность оружия и поддельных документов, недостаточное взаимодействие между правоохранительными органами разных уровней и слабый контроль над некоторыми социальными группами», – считает автор комментария Тим Кинг.
Как пообещал министр внутренних дел Франции Бернар Казнев, Париж не снизит бдительности после ареста Абдеслама. В доказательство этого дополнительные силы направлены для осуществления пограничного контроля. Интерпол призвал пристально следить за границами, так как видит риск бегства сообщников исполнителей терактов 13 ноября. Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель объявил, что в стране сохранится третий (из четырех) уровень террористической угрозы. «Пока мы выиграли битву, а не войну», – сказал он. Глава МВД Ян Ямбон сообщил, что полицейские операции будут продолжены, список подозреваемых пока не исчерпан. «Будут новые аресты, – подчеркнул, в свою очередь, Олланд. – Мы знаем, что в Бельгии, Франции и других странах сформирована обширная сеть. Не вдаваясь в подробности, замечу, что подозреваемых гораздо больше, чем мы думали».
Брюссель