Пока беженцы пытаются перейти греческо-македонскую границу, в Брюсселе раздумывают, как остановить поток мигрантов. Фото Reuters
В четверг, в 18.00 мск, стартовал двухдневный саммит ЕС по миграции. Сегодня, в 12.00 мск, за завтраком к участникам встречи присоединится премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Анкара 7 марта предложила Брюсселю новый план, согласно которому она будет забирать назад всех лиц, нелегально прибывших на греческие острова, включая сирийцев, в обмен на значительные бонусы с европейской стороны в виде дополнительных финансовых средств, отмены виз и ускоренного рассмотрения заявки на членство в блоке. Однако в преддверии саммита стало ясно, что ЕС не готов преподнести турецким партнерам такое количество ценных подарков.
Прежде всего ЕС пошел на попятную в вопросе об открытии пяти новых «глав» на переговорах о вступлении Турции в интеграционное объединение. «Главы» заблокированы Кипром, государственность которого Анкара отказывается признавать и, например, не предоставляет Никосии такие же, как другим европейским странам, права в плане доступа к своим портам и аэропортам. Президент Кипра Никос Анастасиадис дал понять, что не откроет новые «главы», пока будет сохраняться этот статус-кво.
Председатель Европейского совета Дональд Туск, который побывал с визитом на Кипре во вторник, поддержал требование Никосии не давать Анкаре железной гарантии на открытие пяти новых «глав». Вместо этого турецкой стороне будет обещана «подготовка к скорейшему решению» по этим «главам». Трудно сказать, насколько Давутоглу понравится столь туманный посул.
На отмену шенгенской визы до конца июня для турецких граждан, совершающих краткосрочные поездки, ЕС готов пойти только в зависимости от выполнения Анкарой 72 выставленных им условий (например, выдача защищенных от подделки биометрических паспортов). На этом особенно настаивал президент Франции Франсуа Олланд. На данный момент Еврокомиссия (ЕК) считает выполненными 19 из этих условий, 17 – практически выполненными, 33 – частично выполненными и 3 – невыполненными. Принимая во внимание остающийся объем работы и время до конца апреля, которое ЕК предоставляет Турции для ее завершения, в плане срока данное обещание можно с большой долей вероятности считать свернутым.
В-третьих, Брюссель решил пока не давать Анкаре гарантии удвоения финансовой помощи (с 3 до 6 млрд евро). Согласно проекту соглашения, будет просто обещано рассмотреть такую возможность, если первый денежный транш принесет желаемые результаты. Не исключено, что такой подход Турцию также не устроит.
Наконец, Евросоюз хочет ограничить число принимаемых у себя просителей убежища. Принцип о том, что в обмен на реадмиссию сирийцев страны-члены будут автоматически забирать непосредственно с турецкой территории такое же число сирийцев, сохраняется. Но общее число принимаемых теперь ограничено 72 тыс. Из них 18 тыс. будут распределены между европейскими государствами на добровольной основе, а еще 54 тыс., «если потребуется», с учетом социально-экономических показателей принимающей страны. Но для этого в ЕС нет даже необходимого законодательства. Да и предыдущие попытки распределить просителей убежища имели плачевные результаты. Из согласованных в прошлом году к распределению 160 тыс. мигрантов пока перемещено лишь 937.
Что будут делать, если приедет и будет возвращено в Турцию большее число сирийцев, тоже неизвестно. Вице-председатель ЕК Франс Тиммерманс кивает в сторону стран, которые готовы активно участвовать в приеме просителей убежища после пресечения нелегальных каналов (Германия, Австрия и др.). Потенциально в этой неясной схеме распределения кроется риск того, что имплементация соглашения затормозится и заглохнет.
Туск заявил о своем «осторожном оптимизме» по поводу перспективы достижения сделки и признал, что в этом прогнозе больше осторожности, чем оптимизма, и что переговоры будут сложными. Аналитик Карстен Никель считает, что скорее всего стороны придут к компромиссу, однако при имплементации договоренностей столкнутся со сложностями. «Сопротивление ряда стран-членов различным пунктам сделки осложнит переговоры и может размыть некоторые элементы соглашения, – сказал он. – В любом случае ставка канцлера ФРГ Ангелы Меркель на сделку с Турцией остается в зоне риска из-за потенциальных проблем с имплементацией».
Никель напомнил, в чем заключается упомянутое им «сопротивление» европейских стран: «Французское правительство находится под внутренним давлением со стороны правопопулистского «Национального фронта» по вопросу о перспективе введения ЕС безвизового режима для турецких граждан, а Испания сомневается в том, что схема выдворения беженцев соответствует международному праву». Кроме того, по словам эксперта, правительство Болгарии озабочено тем, что сделка почти не предусматривает мер по предотвращению проникновения мигрантов в эту страну, а восточноевропейские столицы, так же как и Париж, по-прежнему не хотят идти на значительное увеличение числа беженцев, которых они согласны принять в рамках общееэсовской схемы распределения, согласованной в прошлом году, но так и нереализованной.
По мнению эксперта Центра европейских реформ (Лондон) Камино Мортера-Мартинес, из-за этого растущего недовольства стран-членов новой сделкой договориться о ней будет трудно. Как и Никель, она уверена, что даже в случае достижения компромисса при имплементации соглашения возникнет множество практических проблем. Мортера-Мартинес также выразила обеспокоенность в связи с тем, что в случае перекрытия маршрута из Турции в Грецию появятся другие, и это будет означать не решение проблемы, а ее перемещение в Италию и на Мальту.
Кстати, не следует забывать и о Ливии, куда мигранты могут хлынуть, если их надежды в Турции будут похоронены. Об этом партнеров собирался предупредить премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Действительно, сейчас о ливийском аспекте почти забыли, так как зимой пересечь Средиземное море на используемых контрабандистами плавсредствах не представляется возможным. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини приватно предостерегла страны-члены: из Ливии, по ее данным, летом приплывет 450 тыс. человек. Общее же число прибывших, как и в прошлом году, по информации источников в пограничной охране, может составить миллион.
Брюссель