Премьер-министр Манюэль Вальс и министр труда Мириам эль-Хомри защищают обновленный вариант Трудового кодекса. Фото Reuters
Сегодня на улицы городов Франции выйдут профсоюзные и молодежные организации, не удовлетворенные изменениями, внесенными правительством в законопроект о реформе Трудового кодекса. Кабинет министров пошел на уступки на фоне массовых манифестаций, однако самые непримиримые противники документа готовы бороться до тех пор, пока он не будет отозван.
Премьер-министр Манюэль Вальс в понедельник объявил об изменениях в законе о реформе трудового кодекса («закон эль-Хомри», по имени министра труда Мириам эль-Хомри). Кабмин пошел навстречу требованиям профсоюзов, которые на прошлой неделе вывели на улицы французских городов десятки тысяч активистов. Впервые в истории Пятой республики студенты выступили против левого правительства.
Первый по числу членов профсоюзов страны – Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ) – уже дал понять, что возражений у него нет. Однако наиболее радикальные объединения – Всеобщая конфедерация труда, «Рабочая сила», Единая профсоюзная федерация, «Солидарные», Национальный профсоюз студентов Франции, Независимая демократическая лицейская федерация и Национальный союз лицеистов – собираются продолжить акции протеста. Они намечены на 17, 24 и 31 марта.
Правительство, во-первых, отказалось от максимального порога компенсации, которую работник может потребовать в случае незаконного прекращения трудового договора (он определялся размером зарплаты за 15 месяцев). Вторым спорным моментом было расширение критериев, позволяющих увольнять людей на основании экономических показателей предприятия. Поправки налагают на судей обязанность проверять, не создало ли предприятие само себе искусственно финансовых проблем, чтобы оправдать увольнения. В-третьих, «закон эль-Хомри» позволяет фирмам с коллективом менее 50 человек предлагать переход на режим, при котором оплачиваются не рабочие часы за неделю, а рабочие дни за год (это нарушает правило о 35-часовой рабочей неделе). По новой версии, такой переход разрешается только при участии профсоюзов.
Противники документа утверждают, что единственным его эффектом будет облегчение увольнений. По мысли авторов, его цель – борьба с безработицей. Бизнесмены на страницах французских газет объясняли, что страх проиграть трудовые споры, социальная нагрузка, 35-часовая рабочая неделя заставляют воздерживаться от новых наймов. Напротив, зная, что им в случае проблем будет легче уволить часть сотрудников на основании экономических показателей, они нанимали бы больше людей в периоды финансового подъема. Бизнес-круги оказались разочарованы поправками, ведь магистральные стимулы к созданию рабочих мест оказались зачищены. В итоге предприниматели пожаловались, что правительство поддалось профсоюзам, а профсоюзы – что оно угождает предпринимателям.
Вальс крайне дорожит «законом эль-Хомри» и, по слухам, даже обещал подать в отставку, если документ будет погублен. Пока он одержал первую крупную победу – расколол ведущие профсоюзы. Выведя их из игры, Вальс едва ли должен беспокоиться о том, что законопроект потонет в протестах, как это уже бывало не раз в истории Франции. Но в мае по документу проголосует Национальное собрание. Значительная часть депутатов-социалистов выступала против текста в его первоначальной версии, и их фракция оказалась на грани раскола. Правительству даже пришлось задуматься о возможности запуска конституционной процедуры, позволяющей обойти голосование в парламенте. Вальс выразил надежду, что убедил народных избранников.
Журналист газеты Monde, специалист в области французской политики Николя Шапюи пояснил, что изменения, внесенные в законопроект, скорее всего вновь сплотят круги Соцпартии, что обеспечит его принятие большинством голосов. По его словам, правительство и не рассчитывало на поддержку тех профсоюзов и молодежных групп, которые решили продолжить протест. Оно вообще могло бы не обращать внимания на позицию организаций, защищающих права рабочих и учащихся, так как документ принимается парламентом. «Однако многие депутаты-социалисты очень близки к ФДКТ. Они ждали реакции этой конфедерации. Поэтому положительные заявления генерального секретаря ФДКТ Лорана Берже стали для правительства хорошей новостью», – отметил Шапюи. Он предложил дождаться сегодняшних гражданских акций, чтобы понять, исходя из их масштабов, сошел ли на нет социальный протест.