Полиция оцепила площадь Кызылай, запретив фотографировать место теракта. Фото Reuters
В воскресенье в Анкаре произошел теракт, жертвами которого стали 37 человек, еще более 70 получили ранения. Спустя несколько часов ВВС Турции нанесли удары по целям Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака, в том числе в горах Кандиль, где базируется руководство партии. Анкара ожидаемо возложила вину на курдов, раскрутив маховик насилия в стране.
Заминированная машина взорвалась рядом с площадью Кызылай вечером 13 марта. Пока никто не взял на себя ответственность.
Сразу после теракта премьер-министр Ахмет Давутоглу провел экстренное заседание. Глава МВД Турции Эфкан Ала заверил, что виновников установят в кратчайшие сроки.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что преступники выбрали целью мирное население, потому что терпят поражение в борьбе с силами безопасности, но последняя атака только «увеличивает нашу решимость бороться с терроризмом». Он добавил, что Турция стала объектом нападений из-за общей нестабильности в регионе, поэтому государство не откажется от права на самооборону и не прекратит борьбу с терроризмом.
Вскоре Reuters со ссылкой на источники в органах безопасности передало, что теракт совершила смертница из Карса, состоявшая в РПК. «Кажется, что эта атака была проведена либо РПК, либо связанной с ней организацией», – добавил собеседник агентства. «Она не могла действовать в одиночку», – уверен другой турецкий чиновник, пишет Wall Street Journal.
В ответ на атаку власти ввели комендантский час в Ширнаке, устроили рейд в Адане, задержав более 35 человек, и арестовали несколько курдских активистов в Стамбуле. Кроме того, в стране заблокировали доступ к социальным сетям, в том числе Facebook и Twitter, и запретили фотографировать место происшествия. Это стандартная практика, применяемая в Турции после терактов.
Стоит отметить, что взрыв в Анкаре прогремел за несколько часов до масштабной операции, которую власти собирались провести в Нусайбине (на границе с Сирией) и Юксекове (на границе с Ираком). Кроме того, еще 11 марта посольство США в Анкаре предупредило своих сограждан о террористической угрозе.
Власти США, Франции, Великобритании, а также руководство ООН, ЕС и НАТО направили соболезнования турецкому руководству. Президент России Владимир Путин также «решительно осудил бесчеловечный теракт» и направил соболезнования народу Турции в связи с многочисленными жертвами.
Это третий крупный теракт за последние пять месяцев и очередной кровавый инцидент из 2,5 тыс. нападений, зарегистрированных МВД Турции с июля 2015 года. Ответственность за теракт, произошедший в Анкаре в середине февраля, взяла на себя группировка «Свободные ястребы Курдистана», связанная с РПК, но якобы отколовшаяся от этой партии. Боевики заявили, что мстят за антикурдскую политику Эрдогана и зачистку города Джизра.
РПК исторически совершает атаки на силы безопасности и избегает терактов против мирных жителей. В случае если вина РПК будет доказана, это подтвердит серьезный сдвиг в ее стратегии.
Последний теракт породил опасения, что борьба с курдами, которые составляют большинство населения на юго-востоке Турции, затронет все крупнейшие города, отмечает Wall Street Journal.
Специалист по Турции в Институте Вашингтона Сонер Чагаптай в комментарии Washington Post выразил мнение, что все крупные теракты «вытекают из сирийской гражданской войны». Однако эксперты видят и другого виновника в нынешней нестабильной ситуации в Турции. Замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова в разговоре с «НГ» напомнила: «Это не первый, а как минимум пятый резонансный теракт в Турции, и этот факт позволяет говорить, что ситуация в стране крайне дестабилизирована. Однако с сожалением можно констатировать, что нынешнее положение спровоцировано руками самого турецкого руководства. Ради того, чтобы сохранить единоличную власть, руководство пошло на разрыв перемирия с РПК, после чего началась волна терактов».
По словам эксперта, сложившая специфика состоит в том, что теперь еще до того, как Анкара закончит расследование, можно заранее указать, кого назначат виновником. «Этот виновник четко совпадает с политическими интересами и общей конъюнктурой в стране, – сказала Глазова. – Что касается последней атаки, я полагаю, что ответственность возложат на РПК. Это позволит турецкому руководству оправдать в глазах Запада геноцид и зверства на юго-востоке страны».
В редакционной статье Washington Post пишет, что теперь Эрдоган или должен провести реформы, или уйти в отставку, и последние атаки симптоматичны. Если в 2012 году Эрдоган, довольный политическим прогрессом, экономическим ростом и укреплением связей с соседями, мог сказать: «У нас есть светлое будущее» – и пообещать, что в 2023 году, к 100-летию республики, Турция «будет одной из величайших держав региона и мира», то теперь ситуация выглядит очень мрачной. Вместо величия – авторитаризм, замедление экономического роста и наступление на гражданские права.
Однако Глазова сомневается, что Эрдоган готов к политической «оттепели»: «Думаю, что курс на авторитаризм и силовое давление на РПК в целом сохранится. Но в Анкаре забывают о том, что проблему РПК пытаются решить уже более 35 лет, и пока турецкие власти не преуспели. Давление на курдов будет продолжаться, пока власти не решат, что с ними можно идти на переговоры. Ссылки на внешнего врага, в частности на Россию, в определенной степени, сплачивают турецкое общество вокруг лидера».
Реформы предполагают перемирие с курдами, и с этим мнением солидарны на Западе. Глава МИД Швеции Маргот Валльстрём уверена, что Турции следует не наращивать насилие, а «на деле» начать переговоры и консультации с курдами. Однако пока факты свидетельствуют о прямо противоположном курсе Анкары.