Фото официальной страницы Совета Европы в социальной сети
Евросоюз в четверг официально продлил санкции против почти 150 человек и 37 российских компаний до середины сентября. Антироссийские меры США также будут действовать до прихода новой администрации. Однако ожидать расширения ограничений не стоит, они не нанесут реального вреда стране, уверены эксперты.
Постоянные представители стран при ЕС согласовали пакет ограничительных мер в среду. Вчера Совет ЕС официально утвердил решение, оно будет опубликовано в вестнике Евросоюза от 12 марта.
Business Insider отмечает, что продление европейских индивидуальных ограничений станет дополнением к экономическим санкциям против оборонного, финансового и энергетического секторов России, которые «привели в бешенство президента Владимира Путина».
Европейские санкции распространяются на людей, которые тем или иным образом способствовали разжиганию украинского конфликта. Речь идет как о россиянах, так и о представителях самопровозглашенных республик на востоке Украины. Трех из 146 человек уже исключили из списка, поскольку их нет в живых. Остальным участникам списка запрещен въезд в Евросоюз, активы фигурантов в ЕС заморожены.
В черном списке оказались вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, советник президента РФ Сергей Глазьев, а также давний знакомый Путина миллиардер Аркадий Ротенберг. Рогозин уже успел прокомментировать решение. Выступая на заседании президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске, он заявил, что потерял интерес к новостям о санкциях. В СМИ постоянно появляются сообщения о том, что ЕС и США рассматривают вопрос о снятии ограничений в отношении России, но затем продлевают их. «Когда президент Путин ставит задачу исключительно на создание материальной основы национального самосознания, свободы, независимости страны в ее внешних делах, это всегда будет сопровождаться сопротивлением ведущих глобальных держав против России», – заявил Рогозин, тем самым выразив сомнение, что санкции будут отменены в ближайшей перспективе.
Впрочем, эксперты призывают не переоценивать решение Евросоюза. Доцент кафедры международного и европейского права Балтийского федерального университета им. И. Канта Вадим Войников в беседе с «НГ» отметил: «Это касается индивидуальных санкций, направленных против физических и юридических лиц, а не непосредственно против России. Они не являются болезненными ни для России, ни для Евросоюза в отличие от экономических санкций, введенных в июле 2014 года. Продление индивидуальных санкций станет малозаметным событием, которое вряд ли причинит ощутимый вред».
Однако России грозит расширение санкций и в связи с делом украинского пилота Надежды Савченко, которую требуют приговорить к 23 годам лишения свободы. Европейские депутаты, возмущенные позицией Москвы, обратились к верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини с требованием ввести персональные санкции против лиц, ответственных «за политическое решение похитить» Савченко, чтобы «перевезти ее на территорию России, незаконно задержать и сфабриковать обвинения, выдвинутые против нее». В черном списке, подготовленном парламентариями, значатся президент Путин и глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя обращение депутатов, назвал недопустимыми попытки вмешательства в судебный процесс.
Войников сомневается, что требование парламентариев будет удовлетворено: «Ни Европейский парламент, ни депутаты не обладают правом законодательной инициативы, подобные решения принимаются только Советом ЕС. Парламент занимает жесткую, можно сказать, популистскую позицию в отношении России, но это ровным счетом ничего не означает. Сомневаюсь, что кто-либо из глав государств пошел бы на такие решительные меры, как принятие санкций против Путина. Теоретически возможно составление «списка Савченко», но Евросоюз вряд ли будет расширять ограничения. Скорее речь пойдет о продолжении или корректировке нынешнего курса».
США, солидарно с Евросоюзом инициировавшие санкции против России в связи с украинскими событиями, также не расположены отменять их. В начале марта президент США Барак Обама продлил ограничения на год. В среду в ходе специального брифинга с российскими журналистами официальный представитель Госдепа США Марк Тонер заявил, что решение по отмене санкций «станет прерогативой уже следующей администрации». Однако в США имеется консенсус по этому вопросу: их снимут, когда Москва выполнит «ряд действий», в частности, решит вопрос с Крымом.
Отвечая на вопрос «НГ», как он оценивает эффективность антироссийских мер, спикер заметил: «Я не могу подсчитать эффект от действий санкций – я не экономист и не финансист. Но то, что они работают, несомненно. Об этом свидетельствует изменение позиции России по Украине».
Евросоюз и США ввели политические, а следом экономические санкции против России после присоединения Крыма в марте 2014 года. Под ограничения подпали банки, компании нефтяной, газовой отрасли и оборонно-промышленного комплекса, а также широкий перечень российских чиновников. Ограничения регулярно расширяются за счет адресных санкций, как это произошло в декабре 2015 года, когда под «раздачу» попали 12 человек и несколько компаний, в том числе «дочки» Сбербанка и ВТБ. В ответ на действие западных стран Россия запретила импорт продовольствия из Европы и Америки.