В небоскребе во Франкфурте-на-Майне вершатся судьбы еврозоны. Фото со страницы ЕЦБ в Flickr
Европейский центробанк (ЕЦБ) вчера на заседании во Франкфурте объявил о дальнейшем снижении в минус депозитной процентной ставки и о расширении программы количественного смягчения. Стимулирование экономики необходимо для борьбы с дефляцией и ускорения роста ВВП. Однако банкиры жалуются, что такая политика ложится на них тяжким грузом, и предупреждают о рисках для финансовой стабильности.
Еще на январской встрече совета управляющих ЕЦБ его председатель Марио Драги, сильно разочаровавший рынки в декабре своими «полумерами», намекал на то, что в марте европейская экономика получит новую дозу стимулов. Подоспевшая с тех пор статистика только подтвердила необходимость данных мер. В еврозону впервые с сентября 2015 года вернулась дефляция. Потребительские цены в феврале упали на 0,2%. При этом так называемая базовая инфляция (рассчитываемая для товаров, цены на которые зависят от государства) тоже сдала позиции и составила 0,7% в феврале против 1% в январе. «С январской встречи ЕЦБ аргументов в пользу новых мер стимулирования стало заметно больше», – констатировал Говард Арчер, экономист HIS Global Insight.
В итоге ЕЦБ сделал именно то, чего от него ждали рынки, и даже больше – как выразились наблюдатели, Драги «выстрелил из большой базуки» и тем самым взбодрил инвесторов и обвалил евро до шестинедельного минимума. Он урезал депозитную процентную ставку на 0,1% – с минус 0,3% до минус 0,4%. Кроме того, программа скупки активов, главным образом гособлигаций, известная как «количественное смягчение», была расширена с 60 млрд евро в месяц до 80 млрд и распространена на корпоративные облигации инвестиционного уровня. Единственной большой неожиданностью стало снижение главной ставки рефинансирования с 0,05% до нуля. «Ставки останутся низкими, очень низкими длительный период времени», – сказал Драги.
Депозитная процентная ставка – это ставка, которую ЕЦБ платит банкам за размещение на его счетах избыточной ликвидности. С 11 июня 2014 года она стала отрицательной, «штрафной», то есть банки уже начали платить ЕЦБ за использование его площадки. Это было сделано для того, чтобы отпугнуть банки, заставив их не относить избыточную ликвидность в ЕЦБ, а раздавать ее в виде кредитов предприятиям. Таким образом достигалось стимулирование экономики.
Однако данный подход вызвал негативную реакцию банкиров, которые жалуются на потерю прибыли. Взыскать эти деньги с вкладчиков невозможно, ведь тогда те будут хранить свои сбережения под матрацем. Банки надеялись, что ЕЦБ введет дифференцированный подход, повысив или сведя к нулю ставку для избыточной ликвидности определенного объема. Тогда «растущая нагрузка на банки была бы не столь болезненной и депозитную процентную ставку можно было бы урезать сильнее, чем при универсальной штрафной ставке», считает экономист Commerzbank Михаэль Шуберт.
С особенно острой критикой в адрес ЕЦБ в преддверии встречи выступили немецкие банковские ассоциации. Они полагают, что еврозона выйдет на уровень двухпроцентной инфляции не позже 2018 года без дополнительных стимулирующих мер, которые едва ли дадут позитивный эффект, но зато нагнетут кризисную атмосферу и повредят финансовой стабильности. Газета Handelsblatt вчера вышла с суровым предостережением в адрес Драги на первой полосе, обеспокоенная ударом, который снижение ставки нанесет по немецким банкам. Глава Бундесбанка Йенс Вайдман не поддерживает дальнейшего стимулирования еврозоны.
Чтобы компенсировать наносимый банкам ущерб, ЕЦБ объявил о стартующей в июне 2016 года четырехлетней программе сверхдешевых займов. Ход, уже названный наблюдателями гениальным, заключается в том, что ставка по этим кредитам может составить… минус 0,4%! То есть ЕЦБ будет платить банкам 0,4% за то, что те будут брать у него деньги в долг. Теоретически это компенсирует их потери по собственным депозитам в ЕЦБ.
ЕЦБ также пересмотрел свои прогнозы трехмесячной давности. По словам Драги, он ожидает рост ВВП еврозоны на 1,4% в текущем году (вместо 1,7%, называвшихся ранее), 1,7% – в 2017 году и 1,8% – в 2018-м. При этом прогнозируется инфляция 0,1% в 2016-м, 1,3% в 2017-м и 1,6% в 2018-м.
Брюссель