Фото Reuters
Вчера Европарламент (ЕП) в Страсбурге обсудил итоги чрезвычайного саммита ЕС–Турция, в ходе которого был предварительно согласован новый план по борьбе с миграционным кризисом. Проект, предусматривающий выдворение из Европы всех нелегально прибывших лиц, включая сирийцев, уже снискал немало критики. Но соглашения, подписанные Афинами и Анкарой, свидетельствуют о начале его реализации. Окончательные решения будут приняты в ходе следующего саммита ЕС 17–18 марта.
На затянувшийся до утра вторника 16-часовой саммит ЕС–Турция делегация из Анкары прибыла с неожиданными предложениями. Они были изложены накануне турецким премьер-министром Ахметом Давутоглу канцлеру Германии Ангеле Меркель и главе правительства председательствующих в ЕС Нидерландов Марку Рютте, ставших главными лоббистами нового проекта. План заключается в том, что Анкара обязуется забирать всех лиц, нелегально прибывших на греческие острова, начиная с определенной даты (ее еще предстоит согласовать). Экономических мигрантов отправят на родину. В обмен же на реадмиссию сирийцев (но не иракцев, афганцев и других лиц, которые также имеют право претендовать на статус беженца) ЕС будет автоматически принимать непосредственно из Турции такое же число сирийцев.
Смысл инициативы в том, чтобы показать мигрантам: легальный путь в Европу – единственно возможный, сказал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. По заявлению Меркель, «любой, кто прибудет в ЕС нелегально, не попадет в число тех, кто впоследствии прибудет в Европу легальным путем». Это намек на создание своего рода черного списка. Но цена этого, как выразилась Меркель, «прорыва» велика. Турция просит еще 3 млрд евро в дополнение к трем уже обещанным, отмену до конца июня виз для своих граждан, совершающих краткосрочные поездки в ЕС, и ускоренный порядок рассмотрения своего запроса на вступление в блок.
Сделку подвергли критике депутаты национальных парламентов и ЕП, а также правозащитники. «Я глубоко обеспокоен любым соглашением, которое предусматривало бы поголовный возврат мигрантов из одной страны в другую без тщательного анализа гарантий защиты беженцев, содержащихся в международном праве, – отметил верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди. – Для Европы наступает момент истины. Пришло время вновь подтвердить те ценности, на которых она была построена». В то же время среди стран-членов недовольных оказалось немного. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в привычном стиле пригрозил наложить вето на сделку. Кипр, не признанный турецкими властями, выступил против того, чтобы позволить Анкаре воспользоваться миграционным кризисом для быстрого вступления в ЕС.
Как бы то ни было, процесс уже пошел. Во вторник в Измире премьер Греции Алексис Ципрас и Давутоглу подписали шесть соглашений, в том числе о немедленной реадмиссии нелегальных мигрантов.
По мнению директора франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьена, достигнутый договор – это прежде всего соглашение между Меркель и турецкой стороной. Так, Франция не участвовала в обсуждении. «Суть проекта, очень далекая от риторики, которая была характерна для Меркель прошлым летом (политика открытых дверей), удивила, даже шокировала, – пояснил он в беседе с «НГ». – ФРГ отказалась от наивного гуманизма и сразу перешла к цинизму, пропустив этап реализма. Произошло это в силу факторов внутренней политики (региональные выборы и подъем партии «Альтернатива для Германии)».
Кроме того, по словам Дюбьена, можно констатировать сомнения в искренности намерений Анкары: Европа выделит средства, а Турция продолжит пропускать мигрантов. На это указывает в том числе и то, что Анкара настороженно относится к присутствию кораблей НАТО в своем водном пространстве.
Брюссель