Ситуация с беженцами в греческом порту Пирей близка к гуманитарной катастрофе. Фото Reuters
Евросоюз активно готовится к внеплановому саммиту по миграционному кризису, который в понедельник пройдет в Брюсселе с участием Турции. Сегодня канцлер ФРГ Ангела Меркель посетит Париж для переговоров по самому болезненному для ЕС вопросу с президентом Франции Франсуа Олландом. После трехдневного турне по странам западнобалканского маршрута, где вспыхнул новый очаг напряженности, председатель Европейского совета Дональд Туск завершает визит в Турцию.
Сегодня Туск побеседует с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Стамбуле. Вчера в Анкаре он провел переговоры с премьер-министром Ахметом Давутоглу, который приедет в Брюссель 7 марта. Ранее, в четверг, председатель Европейского совета побывал в Афинах, в среду – в Хорватии и Македонии, а во вторник – в Австрии и Словении.
Евросоюз добивается от Турции более активного сотрудничества по миграции в обмен на трехмиллиардную финансовую помощь. В ноябре Анкара обещала Брюсселю снизить приток мигрантов, однако, по данным ООН, за два месяца этого года Средиземное море пересекли 131 724 человека, то есть больше, чем за все первое полугодие 2015-го. Они высаживались главным образом в Греции. Число мигрантов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в три раза. Отсутствие подвижек за зиму вынуждает говорить уже не о реализации, а о реанимировании плана «ЕС–Турция».
Наблюдатели считают встречу 7 марта саммитом последней надежды. Так, еврокомиссар по вопросам миграции Димитрис Аврамопулос предрек, что без ясных, осязаемых результатов произойдет коллапс миграционной системы блока и Шенгена. На этом фоне Еврокомиссия (ЕК) сегодня опубликует «дорожную карту» «Полное восстановление функционирования шенгенской зоны», согласно которой, как пишет онлайн-издание Politico, в сентябре-октябре начнет действовать Европейская служба охраны побережья и границы, а в декабре будет отменен контроль, возвращенный некоторыми странами-членами на внутренних границах шенгенской зоны. Правда, это может произойти и ранее. 12 мая Афины отчитаются о выполнении 50 рекомендаций Брюсселя по восстановлению контроля на внешних границах Шенгена. В случае провала контроль на внутренних границах разрешат вводить на срок до двух лет (вместо шести месяцев).
Кроме того, ЕК в среду объявила о беспрецедентном плане гуманитарной помощи странам ЕС: 300 млн евро в текущем году и 400 млн в 2017 и 2018-м. В основном эти деньги пойдут Греции. «Испытанием для нас как для европейцев будет, с одной стороны, возврат к Шенгену, а с другой – готовность помочь Афинам в эти тяжелые времена», – сказал Туск. Он призвал страны западнобалканского маршрута работать над тем общеевропейским решением, которого так добивается Меркель. Брюссель и Берлин проводят единую линию.
Но канцлер Австрии Вернер Файман не сдал позиций, осадив Туска замечанием о том, что не позволит превратить страну в переполненный «зал ожидания» для тысяч людей, стремящихся в Германию. Так он мотивировал решение пропускать не более 3,2 тыс. человек в день через австрийскую территорию на север. Трения Вены и Берлина дошли до того, что Меркель заклеймила Австрию как виновницу тех чрезвычайных обстоятельств, которые и вынудили Брюссель созвать саммит 7 марта.
Завкафедрой экономики Лондонского городского университета профессор Майкл Бен-Гэд в беседе с «НГ» высказал мнение о том, что соглашение ЕС и Турции не адекватно существующим вызовам и не поможет в преодолении миграционного кризиса. «Это связано с экономическими факторами, управляющими миграционными потоками, – отметил он. – Уровень жизни и экономического развития Турции далек от западноевропейского, какие бы благоприятные условия для мигрантов – например предоставление долгосрочного вида на жительство – ни пыталась создать Анкара. Поэтому даже те, кого в Турцию привела война, скорее всего предпочтут начать новую жизнь в ФРГ или Швеции – не столько из-за щедрых соцпособий, сколько в силу благоприятных экономических возможностей, которые видят для себя представители как среднего, так и рабочего класса из числа тех же сирийцев».
«Что касается репатриации, то пока я не вижу ни механизмов, которые позволили бы приступить к высылке людей из Европы, ни воли европейских стран к их созданию», – заключил эксперт. Мигранту, получившему отказ в предоставлении убежища, все еще трудно помешать перемещаться по Европе.
Брюссель