На фото Филиппо Ломбарди.
Фото Reuters |
Недавно в «Независимой газете» (см. номер от 25.01.16) была опубликована статья председателя комитета по международным делам парламента Грузии Тедо Джапаридзе, в которой автор в том числе ссылался на инициативу швейцарской стороны по организации неформальных встреч между российскими и грузинскими парламентариями.
Мы посчитали важным продолжить тему о роли Швейцарии во взаимоотношении между Россией и Грузией и особом значении диалога на парламентском уровне. Швейцария официально осуществляет роль посредника между Россией и Грузией после разрыва дипломатических отношений между двумя странами в 2008 году. Дипломатические службы Швейцарии предоставляют в распоряжение двух стран свои офисы и компетенции для поддержания жизненно важных межгосударственных и межинституциональных контактов. Таким образом, Швейцария реализует традиционную для себя миссию посредника, где уже накоплен большой исторический опыт.
Особенность нынешней ситуации в отношении между двумя странами, да и общей международной обстановки, в том, что для урегулирования возникших проблем уже недостаточно классических инструментов международной дипломатии. Многослойность, многофакторность, историческая обремененность многих конфликтов нуждаются в нестандартных решениях и новых форматах в межстрановом общении. В последнее время среди европейских политиков и экспертов все больше распространено мнение о том, что в разрешении международных конфликтов не до конца раскрыт и реализуется потенциал национальных парламентов и межпарламентских институтов. В отличие от исполнительной власти парламентарии обладают гораздо большей свободой и маневренностью. Они избраны большинством граждан своих стран и являются обладателями народных мандатов. А в странах с двухпалатным парламентом депутаты верхней палаты (сенатов) являются непосредственными представителями регионов.
Важные шаги в области парламентской дипломатии уже предпринимаются на уровне Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ. В прошлом году швейцарская делегация принимала участие в семинаре, который ПА ОБСЕ организовала в германском местечке Лайнсвайллер для российских и украинских парламентариев. Темой семинара было изучение исторического опыта конструирования взаимоотношений между соседними приграничными франкоязычным и германоязычным регионами. Помимо знакомства с поучительным историческим примером парламентарии России, Украины, Германии, Франции и Швейцарии имели возможность трехдневного неформального общения, что безусловно способствует установлению личных контактов и укреплению взаимного доверия.
В наше время споры и проблемы между любыми двумя соседними народами выходят за пределы двух государств и развиваются в сложном контексте геополитических альянсов. В таких условиях потребуется немало времени для достижения равновесий и устойчивости в международных отношениях. И здесь очень важно не бояться экспериментировать на институциональном и политическом уровне, использовать любые механизмы для углубления взаимопонимания.
Что касается российско-грузинских отношений, как уже отметил Тедо Джапаридзе, большой прорыв был сделан на дипломатическом уровне благодаря регулярному переговорному формату замглавы МИД России Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе. Удалось решить визовые проблемы, налажено транспортное сообщение, увеличился поток российских туристов в Грузию. Все это мы тоже почувствовали, когда посетили Грузию в прошлом году. Немного неожиданным показалось то, что молодое поколение в Грузии не знает и не говорит по-русски. Для стран-соседей, стремящихся к увеличению взаимовыгодного торгового обмена и экономического сотрудничества, наличие общего языка значительно облегчает все процессы. Почему так произошло, этот вопрос можно было бы адресовать как грузинской, так и российской стороне.
Если у экспертов и политиков двух стран складывается мнение, что дипломатический формат себя исчерпал и что ситуация натолкнулась на кажущиеся неразрешимыми политические вопросы, какие иные пути выхода из кризиса и форматы диалога возможны?
В рамках группы дружбы Швейцария–Грузия Федеральной ассамблеи Швейцарии мы предложили грузинским и российским парламентариям формат трехсторонних неформальных встреч. В чем преимущество подобного трехстороннего межпарламентского формата? Сами по себе неформальные встречи парламентариев могут служить интересным источником новых идей и нестандартных подходов. Помимо того, что парламентарии являются обладателями мандатов избирателей своих стран, они в значительной степени свободны от внутриведомственных иерархий представителей исполнительной власти и дипломатических служб. Не менее важным преимуществом подобных встреч является участие в качестве третьей стороны парламентариев Швейцарии. Как представители нейтральной страны, не связанной жесткими внутри альянсными обязательствами, швейцарские парламентарии могли бы быть более эффективны в деликатной роли организаторов и модераторов подобных встреч.