В курдской Джизре власти объявили 24-часовой комендантский час и провели рейд. Фото Reuters
Турки назвали Россию угрозой № 1, свидетельствуют данные опроса общественного мнения, проведенного Университетом Кадир Хас. Оказавшись в изоляции и страдая от российских санкций, Анкара вынуждена восстанавливать отношения с Тель-Авивом и другими столицами Ближнего Востока. Ситуацию в стране расшатывает не только пикировка с соседями, но и курдский фактор: юго-восток снова сотрясают беспорядки и столкновения.
Настроения турок изменились: теперь они считают Москву главной опасностью, передает Voice of America. Эксперт по международным отношениям из Университета Кадир Рас не видит в этом ничего удивительного: «Люди получают 85% всей информации из телепрограмм. Учитывая тот факт, что большинство телеканалов повторяет обвинения, утверждения и мысли правительства, а правительство представляет Россию как страну, настроенную весьма враждебно по отношению к Турции. И это – в свете того, что сбит самолет. Вероятно, России следует гордиться местом, которая она заняла среди тех, кто угрожает Турции».
Охлаждение отношений усугубило соперничество, сохранявшееся веками, полагает историк стамбульского Университета Билги Айхан Актар. «Существует давнишняя взаимная неприязнь между двумя странами. Было несколько военных столкновений, и все они были проиграны Турцией, так что это долгая история. Потом – холодная война, причем для простых турок не было различия между Российской империей и Советским Союзом. Для них Россия всегда оставалась Россией. Отсюда и идет вся эта вражда», – считает он.
Однако к результатам исследования стоит отнестись осторожно, подчеркивают эксперты. Замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова в беседе с «НГ» пояснила: «Опрос Университета Кадир Хас включает не более 1 тыс. человек, что не позволяет дать объективную оценку общественного мнения. С другой стороны, даже такое небольшое исследование отражает настроения, существующие в обществе. И неудивительно, что после инцидента с самолетом, когда турецкому руководству стало очевидно, что Россия продолжит жесткую линию и не пойдет на компромисс, в подконтрольных властям СМИ началась информационная пропаганда против Москвы. Граждан пытались убедить в том, что Россия представляет угрозу и является врагом, и пропаганда не могла не подействовать».
Глазова добавила, что еще одним тревожным фактором стало огромное количество ошибок Турции во внутренней и внешней политике, и эти ошибки часто граничат с преступлениями. «Сейчас властям очень важно иметь внешнего врага, на которого можно перевести стрелки и направить гнев общества», – отметила она.
Антироссийская кампания в Турции продолжается, и вчера местные СМИ с тревогой сообщили, что российский военный корабль «Новочеркасск» прошел через Босфор и оказался в Мраморном море. Ожидать потепления в отношениях между двумя странами не стоит, особенно после того, как Россия в феврале разместила истребители и бомбардировщики в соседней с Турцией Армении. Washington Post пишет, что союз России и Армении имеет смысл, потому что альянс создается в пику Турции. России разрешили построить военно-воздушную базу близ турецкой границы, утверждает газета.
Не лучшие времена переживает и экономика Турции, которая серьезно пострадала после введения санкций со стороны России. Так, в феврале 2016 года только 55 российских туристов посетили Анталью против 8307 человек годом ранее, передает CNN Turk.
Турецкий производитель электроники и бытовой техники Vestel закрыл свой завод в России, сославшись на финансовый кризис в стране. Гендиректор компании Туран Эрдоган заявил, что Vestel ищет другое место для открытия предприятия. Не исключено, что турецкие бизнесмены уйдут в Белоруссию: Анкара расширяет проекты в Гродненской области. Там уже организовали шесть совместных предприятий, и теперь речь зашла о создании турецкого промышленного парка в свободной экономической зоне.
Турция, ослабленная санкциями и оказавшаяся в международной изоляции, решила реанимировать отношения с Израилем, пишет Jerusalem Post. Главным виновником испорченных отношений стал сам Реджеп Тайип Эрдоган, пришедший к власти в 2003 году – вначале в должности премьер-министра, а после – и президента. В 1990-е и нулевые годы Турция была главным рынком сбыта для израильской оборонной промышленности: она закупала беспилотники, разведывательное оборудование, танки и самолеты.
Теперь Анкара проводит тайные переговоры с Тель-Авивом, надеясь на его помощь. Однако журналисты признают: как бы успешно ни завершились консультации, «золотая эра сотрудничества», как это было 10 лет назад, не вернется. «Турция более изолирована, чем когда-либо, а потому заинтересована в возобновлении связей с Израилем», – пишет газета.
Эрдоган настроил против Турции не только Россию и Израиль, но и другие страны. Тегеран не может простить Анкаре борьбу с президентом Сирии Башаром Асадом. Эрдоган поддерживал «Братьев-мусульман», чем ополчил против себя нынешнее руководство Египта.
«Та политика, которую Эрдоган проводил с 2010 года, привела к изоляции Турции на международной арене, и у Анкары не осталось союзников. Турция рассорилась почти со всеми лидерами на Ближнем Востоке, отношения с США также складываются очень сложно. В этой ситуации турецкое руководство понимает необходимость выхода из тупика, а потому нормализация отношений и установление контактов с Израилем очень вероятно. Тем более что неформальные встречи двух сторон продолжаются уже два года, и я думаю, этот тренд будет продолжен», – рассказала Глазова.
Она отметила, что Турция пытается восстановить отношения не только с Израилем, но и другими странами. Подобные неформальные переговоры при посредничестве Саудовской Аравии проводятся и с Египтом.
В поисках новых союзников Эрдоган отправился в Африку. Выступая в Гане, он заявил, что Анкара готова помочь в борьбе с растущей угрозой терроризма в Восточной Африке. Он добавил, что Турция имеет многолетний опыт в борьбе с курдскими сепаратистами и исламистами, а потому он прекрасно понимает, «каково это – страдать от террористических ударов».
Однако заявления Эрдогана об успешной борьбе с курдами выглядят по меньшей мере преувеличением. В начале этой недели власти объявили 24-часовой комендантский час и провели рейд в курдской Джизре на юго-востоке Турции. Это произошло через три недели после того, как армия объявила об «успешном» завершении военной операции в городе.