Фото Reuters
Чисто русские вопросы – кто виноват и что делать – похоже, озаботили и немецких политиков. По последним сообщениям немецких СМИ, германская разведслужба BND и Федеральное ведомство по охране Конституции (немецкая контрразведка) по поручению правительства ФРГ проверяют, не прибегает ли Россия к методам советского КГБ с целью оказать влияние на политические дебаты и общественное мнение в Германии. Речь идет о методах дезинформации, которые в годы холодной войны назывались «активными мероприятиями».
Государственное агентство Deutsche Welle (DW) отмечает, что немецкая разведка проверяет, не использует ли Россия старые методы КГБ, чтобы ослабить позиции Ангелы Меркель. Как пишет газета Sueddeutsche Zeitung, внешнеполитическая служба ЕС с 28 октября прошлого года публикует еженедельные отчеты о российской дезинформации. На протяжении последних недель появляется все больше указаний на то, что Россия стремится целенаправленно оказывать влияние на Германию. Правительства восточноевропейских стран то и дело заявляют, что Москва прицельно использует государственные СМИ, чтобы сеять раздор между европейцами.
Ныне, однако, вопрос ставится шире: не являются ли зачастую гротескные преувеличения в российских государственных СМИ, например, сравнение событий новогодней ночи в Кельне с «хрустальной ночью» времен национал-социализма, как пишет DW, попыткой ослабить федерального канцлера? Мы хотим знать, не стоит ли за этим какая-то концепция», – сказал один из источников, близких к расследованию.
По мнению экспертов по России, речь здесь идет не об отдельных «уколах», а о систематической дестабилизации Германии, которая считается надежной опорой западного сообщества. «Если кто-то желает создать новую систему в Европе, то он должен взяться за Германию и ее канцлера», – пояснил высокопоставленный немецкий чиновник. Под прицелом оказались прежде всего российские газеты и телевидение.
Что же стоит за этими подозрениями, способными ухудшить и без того не слишком радужные сегодня российско-германские отношения? И каким образом сообщения российских СМИ, публикующиеся на русском языке и распространяющиеся преимущественно в России, могут повлиять на общественное мнение в Европе и в Германии в частности?
Конечно, миграционная политика канцлера Меркель расколола Германию и угрожает правящей ХДС потерей голосов избирателей, что скорее всего и произойдет на предстоящих земельных выборах. Она не встречает поддержки и в ЕС, особенно среди восточноевропейских стран, что по большому счету угрожает центробежными тенденциями для всего евросообщества. По существу, это означает наличие системного кризиса в ЕС. Под угрозу поставлена репутация немецкого канцлера и ее способность адекватно воспринимать существующие реалии. Отсюда, наверное, и столь нервная реакция властей.
С другой стороны, кто же может являться объектом пропаганды российских СМИ в Германии? Ведь русский язык в отличие от английского не столь уж распространен в современной Европе. По имеющимся статистическим данным, в Германии проживают примерно 6 млн русскоязычных граждан. Причем сосредоточены они в основном в восточной части страны, другими словами, на территории бывшей ГДР. Следует также учитывать, что и бывшие граждане ГДР старше 40 лет в своей массе владеют русским языком. А это уже существенный потенциал избирателей, способный повлиять на внутриполитический расклад в Германии.
Правда, надо сказать, что в Германии, по некоторым оценкам, имеется примерно 200 русскоязычных газет. К тому же общедоступны в Интернете издания на русском языке, такие как та же Deutsche Welle, Би-би-си, Голос Америки. Должен заметить, что они отличаются достаточно критической направленностью своих сообщений, касающихся сегодняшней российской элиты. Не говоря о медийной антипутинской политике подавляющего большинства немецких СМИ, выходящих на немецком языке. Поэтому у читателя всегда есть выбор, к какому мнению прислушиваться. К тому же и российские массмедиа далеко не однородны, чего многие европейские политики просто не понимают и находятся в зависимости от сложившихся еще в период существования СССР клише.
Я вспоминаю о своей недавней беседе с заместителем руководителя фракции правящей ХДС/ХСС Ф.Й. Юнгом, далеко не новичком в политике (он был министром обороны Германии). Один из его первых вопросов касался свободы и независимости российских массмедиа. И, судя по его реакции, он был удивлен сообщением о наличии в России информационных каналов различного, в том числе и оппозиционного, характера, публикующих и распространяющих мнения представителей как системной, так и несистемной оппозиции.
В этой связи попытка Берлина привлечь к разборкам с российскими журналистами спецслужбы напоминает самые мрачные периоды истории, и не только советской, когда в КГБ существовало даже спецуправление (Пятое), работавшее по всем деятелям культуры. Достаточно напомнить о знаменитом скандале с известным немецким журналом Spiegel.
«Дело журнала Spiegel» – один из самых громких скандалов в послевоенной истории Германии. Напомним, что речь шла о публикации в октябре 1962 года разгромной статьи относительно осенних военных маневров НАТО под кодовым названием «Fallex 62». Данные учения были своего рода репетицией условного начала третьей мировой войны на случай возможного нападения СССР на Западную Европу. Тогда журнал был обвинен в госизмене, и в его редакции прошли обыски и аресты. Дело закончилось уходом в отставку инициатора «дела Spiegel», тогдашнего министра обороны ФРГ Штрауса. «Первая и последняя попытка ограничить свободу печати в Германии обернулась полным провалом, – отмечает DW. – Демократия одержала победу».
Но сейчас, судя по всему, прошлое возвращается уже в новой Германии, и ничего, кроме сожаления, это не может вызывать.