Меркель предупредила Кэмерона, что сделка Британии с ЕС не должна помешать дальнейшей интеграции еврозоны. Фото Reuters
Стартовавший в четверг вечером в Брюсселе двухдневный саммит ЕС может захватить выходные из-за тяжелых переговоров по вопросу об условиях членства Великобритании в интеграционном объединении. Главный камень преткновения – ограничения, связанные с пособиями для трудовых мигрантов. Если достигнуть соглашения все же не удастся, в течение десяти дней может быть созван чрезвычайный саммит.
Лидеры ЕС собирались обсудить британский вопрос в районе 19.00 мск в четверг и взяться за миграционный кризис за ужином. По итогам обеих дискуссий председатель Европейского совета Дональд Туск должен был уже в пятницу утром обнародовать первые конкретные договоренности. Тогда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон после пресс-конференции во второй половине дня мог бы из Брюсселя обратиться к своему кабинету для формального утверждения сделки и запустить четырехмесячную кампанию по подготовке к референдуму 23 июня.
Но уже в преддверии встречи Туск высказал тревогу. «Это будет не очередной саммит, – отметил он. – Если потребуется, обсуждение продлится все выходные». Связано это с «серьезным риском того, что Соединенное Королевство выйдет из состава ЕС», и «это может означать начало конца Евросоюза».
Переговоры по британскому вопросу продолжались до 7.45 мск пятницы. Кэмерон расстался с Туском и председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, не дав прессе никаких комментариев. Туск же, назвав переговоры очень сложными и болезненными, пояснил: «На данный момент я могу сказать только то, что мы достигли некоторого прогресса, но еще многое нужно сделать». После передышки Кэмерон планировал встретиться с Туском в пятницу в 13.45 мск и продолжить переговоры в широком формате в 14.30. Если потребуется, лидеры собирались захватить выходные. Но, по сведениям источников, без реального прогресса до 22.30 пятницы сделки на нынешнем саммите не будет.
Другие участники встречи вчера по-разному оценивали ход переговорного процесса. Премьер-министр Италии Маттео Ренци подчеркнул, что смотрит на британский вопрос с меньшим оптимизмом, чем раньше. Его испанский коллега Мариано Рахой, напротив, полагал, что все идет хорошо. Люксембургский премьер Ксавье Беттель надеялся, что к вечеру пятницы удастся ударить по рукам. Глава правительства Нидерландов Марк Рютте не исключал, что дискуссии захватят субботу.
Остающиеся противоречия касаются максимального срока действия так называемого стоп-крана – механизма, который позволит Великобритании ограничивать на четыре года выплаты трудовых пособий мигрантам из ЕС. А также изменений порядка индексации пособий для детей мигрантов из ЕС, не проживающих в Соединенном Королевстве; корректив договорной базы ЕС с целью исключить Лондон из формулировки о «все более тесном союзе» и гарантировать расширенные права странам – нечленам еврозоны. В целом смысл требований британской стороны сводится к тому, чтобы установить в качестве главного правила игры принцип «живи и дай жить другим», то есть позволить таким странам, как Британия, оставаясь полноправными членами ЕС, не быть связанными интеграционными обязательствами.
Кэмерон был настроен решительно и убеждал партнеров в том, что «плохую» сделку он не сможет «продать» британцам. Но ряд его требований не устраивают таких оппонентов, как восточноевропейские страны. Лидеры «Вышеградской группы» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) пришли в ужас от желания британцев растянуть действие «стоп-крана» на 13 лет. Чехия не согласна и на семь лет. А Польша пообещала ветировать весь пакет, если изменение порядка индексации детских пособий будет иметь обратную силу и применяться по всему ЕС, а не только в Великобритании.
Готовности к компромиссу в рядах лидеров не чувствовалось. «Ведь другие страны тоже могут потребовать сделать для них исключения, – предупредил президент Франции Франсуа Олланд. – Они могут попросить внести новые поправки в правила».
Франция и Бельгия возглавляют группу стран, выступающих за закрытие опции повторных переговоров с Лондоном об условиях членства, если британцы на референдуме скажут «нет» ЕС. Это делается для того, чтобы голосующие ответственно отнеслись к выбору и не поддержали выход в расчете на повторный торг, гораздо более выгодную для Великобритании сделку и второй референдум. Именно в таком ключе ведет пропаганду лагерь, выступающий за развод с Брюсселем.
Что касается миграционного вопроса, то уже в четверг по нему наметился прогресс. Германии удалось убедить партнеров сделать ставку на сотрудничество с Турцией. «Важным решением было то, что мы не только подтвердили план действий в формате ЕС–Турция, но и назвали его своим приоритетом», – заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Так как из-за терактов в Турции премьер Ахмет Давутоглу в Брюссель приехать не смог, Туск объявил о проведении саммита ЕС–Турция в начале марта.
Брюссель