Саудовская армия готовится к сухопутной операции на юго-востоке Сирии. Фото Reuters
В Женеве вчера состоялось заседание международной целевой группы, обсудившей «модальности» прекращения огня в Сирии. Однако исполнение Мюнхенских договоренностей, как и весь Венский процесс, забуксовал. Причиной стали не только агрессивные действия Турции, но и курс Башара Асада, который «диссонирует» с дипломатическими усилиями России.
В состав целевой группы, созданной под эгидой ООН, вошли представители России и США, которые выступили председателями группы, а также других ключевых стран – членов Международной группы поддержки Сирии, рассказал Интерфаксу замглавы МИДа Геннадий Гатилов. Перемирие в Сирии должно было вступить в силу 19 февраля, однако этого не произошло.
После крупного теракта в Анкаре Турция усилила артобстрелы в приграничье по позициям курдов, а также перебросила отряд наемников. Вчера Турция вызвала послов пяти постоянных стран – членов Совбеза ООН, однако о чем шла речь за закрытыми дверями, пока неизвестно.
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу предупредил Россию об ответственности за будущие теракты, если они будут совершены Отрядами народной самообороны сирийских курдов. Он призвал рассматривать ОНС как террористическую организацию, а не потенциальных партнеров. Сирийские курды серьезно отнеслись к угрозам Анкары о переброске сухопутных войск через границу. Глава недавно открывшегося в Москве представительства Сирийского Курдистана Роди Осман заявил Bloomberg, что Россия обещала защитить его народ в случае, если Турция решится на наземную операцию.
Интервенция Турции обернется «большой войной», потому что Россия намерена защищать не только курдов, но и территориальную целостность Сирии. Официальный представитель МИД России Мария Захарова в четверг в ходе брифинга заявила, что любое вторжение на территорию суверенного государства незаконно. «По-моему, это прописные истины», – добавила она, подразумевая Сирию.
Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин ждет от Башара Асада отклика на «вложения» Москвы.
Фото с сайта www.un.org |
Окончательно запутать ситуацию в стране может Саудовская Аравия, которая рассматривает вариант сухопутной кампании на юго-востоке Сирии, пишет Financial Times со ссылкой на высокопоставленных арабских чиновников. Операция может начаться при поддержке Иордании, которая еще в прошлом году предложила Эр-Рияду развернуть спецназ на своей территории. В преддверии вторжения Саудовская Аравия уже провела разведку в регионе.
В Сирии обосновались и американские войска. Пентагон уведомил Минобороны РФ о местонахождении своего спецназа в Сирии, потребовав не атаковать эти позиции, передает Reuters со ссылкой на генерал-лейтенанта Чарльза Брауна, ответственного за операции ВВС в составе Центрального командования американских вооруженных сил. Вашингтон обозначил «географические зоны», которые не стоит бомбить.
Однако усилия целевой группы, собравшейся в Женеве, преуменьшать не стоит. «В Мюнхенских договоренностях не был прописан механизм перемирия. Оно не было сформулировано, как простой поворот рубильника, – заявил «НГ» президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – Таким образом, это соглашение – протокол о намерениях. Вчера целевая группа занималась выработкой механизмов прекращения огня, и не исключено, что по итогам встречи появятся модальности, которые позволят начать реальное перемирие «на земле». Тем более что некоторые аспекты, как, например, доступ гуманитарных конвоев, уже имеют место».
Однако президент Асад не намерен складывать оружие и прекращать борьбу с повстанцами. В начале недели он подтвердил курс на войну до победного конца, после чего постпред России в ООН Виталий Чуркин в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что последние заявления Асада диссонируют с дипломатическими усилиями Москвы. «Россия очень серьезно вложилась в этот кризис, политически, дипломатически, а теперь еще и в военном плане», и в Москве очень хотели бы, чтобы Асад «тоже откликался на это», отметил дипломат.
Эксперты придерживаются более прагматичного подхода и призывают не преувеличивать значения словесных интервенций президента. Игнатенко отметил: «Асад выступал в эфире национального телевидения, обращаясь к своим сторонникам, тем, кто его поддерживает, так что его слова – из области политической пропаганды и лозунгов, которые имеют косвенное отношение к военно-политической реальности. Перспективы разрешения кризиса – это одно; то, что говорит Асад – другое, а то, что он думает – третье».
Эскалация конфликта на Ближнем Востоке сделала нереальным продолжение Венского процесса. Если на прошлой неделе спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявлял, что очередной раунд переговоров между делегациями правительства и оппозиции раздираемой войной страны пройдут в Женеве 25 февраля или даже раньше, то теперь эмиссар признал: возобновить дискуссию в срок «будет нереально». «Мне необходимо 10 дней на их подготовку», – приводит слова дипломата агентство SANA.
В начале этой недели де Мистура посетил Дамаск, но местные чиновники остались недовольны его визитом. Советник президента Сирии Бусейна Шаабан рекомендовала дипломату «сосредоточиться на выполнении своих непосредственных задач, а не углубляться в другие вопросы, связанные, например, с доставкой гуманитарной помощи в Сирии», притом что эти вопросы прописаны в Мюнхенских соглашениях и резолюциях ООН, исполнение которых является прологом и условием к прекращению войны в Сирии, а значит, и переходному политическому процессу.
Таким образом, просвета в сирийской войне не видно. Конфликт больно бьет по российскому бюджету, и Москва решила сократить расходы на оборону на 5%, передает Reuters со ссылкой на четыре источника в российских ведомствах. Экономия составит не более 100 млрд руб., полагает один из чиновников. Однако российские СМИ приводят более солидные цифры в 160 млрд.