Центр столицы Турции оцепили после теракта, унесшего жизни 28 человек. Фото Reuters
Сегодня в Сирии должно вступить в силу соглашение о прекращении огня, достигнутое в Мюнхене на прошлой неделе. Однако мир закончился, не начавшись. Теракты в Турции обернулись новой интервенцией. Россия тоже не готова остановить бомбардировки, которые препятствуют перемирию.
В среду вечером в Анкаре на пути следования колонны военных автобусов подорвали заминированный автомобиль. При теракте погибло не менее 28 человек, более 60 получили ранения. Вчера утром в области Диярбакыр на юго-востоке страны произошел еще один теракт, погибли семеро.
Никто не взял на себя ответственность за преступление, но премьер-министр Ахмет Давутоглу поспешил возложить вину на членов отрядов народной самообороны (ОНС) – боевого крыла Демократического союза Курдистана, действующего на севере Сирии, которое якобы работало в связке с Рабочей партией Курдистана (РПК) в Турции. Проправительственная газета Yeni Safak пишет, что теракт совершил беженец из Сирии Салих Нехар.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был не менее категоричен в заявлениях. Он пообещал принять жесткие ответные меры и мстить за преступление и в Турции, и за рубежом, потому что теракты подрывают единство государства. «Турция не станет уклоняться от использования своего права на самооборону», – подчеркнул глава государства. Он отменил запланированный визит в Азербайджан, а Давутоглу – поездку в Брюссель, где планировалось обсуждать проблему беженцев.
Хотя один из лидеров Демократического союза Курдистана Салех Муслим заявил, что сирийские курды не имеют никакого отношения к взрыву, Анкара оперативно ответила на теракт. В ночь на четверг самолеты ВВС Турции нанесли удары по позициям РПК в Северном Ираке, уничтожив 60 человек. Около 2 тыс. вооруженных людей пересекли турецко-сирийскую границу, направившись в сторону Аазаза. Боевики должны оказать помощь повстанцам, противостоящим нападениям сирийских курдов, передает Reuters. Сирийское правительственное агентство SANA сообщило о 500 наемниках, вторгшихся в страну. Накануне вице-премьер Турции Ялчын Акдоган предложил создать зону безопасности глубиной 10 км на сирийской стороне границы, включив в нее город Аазаз.
Турция продолжит удары по курдам в Сирии, заверил Эрдоган. Анкара опасается, что курдское ополчение попытается соединить два анклава и установить контроль над автономной зоной, чтобы организовать трансграничные нападения на Турцию, пишет Wall Street Journal. Старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Сонер Чагаптай полагает, что теракт в Анкаре демонстрирует растущую связь между курдской проблемой в Турции и сирийской войной. Это усложняет и без того непростые отношения с Вашингтоном и подталкивает РПК к союзу с Россией.
Турецкое наступление может похоронить Мюнхенское соглашение, которое предполагает перемирие в стране с 19 февраля. Согласно документу, Международная группа поддержки Сирии (МГПС) должна обеспечить доступ гуманитарной помощи в семь осажденных регионов, содействовать общенациональному прекращению боевых действий, и это относится к «любой из сторон, в настоящее время занимающихся военными или полувоенными действиями против любого из участников».
В рамках МГПС должна быть создана целевая группа под эгидой ООН с сопредседателями в лице России и США, которая обязана контролировать реализацию перемирия. Прекращение огня должно состояться в течение недели, после подтверждения сирийского правительства и оппозиции, и целевая группа обязана разработать условия для этого.
Реджеп Тайип Эрдоган навестил в больнице пострадавших при теракте сограждан. Фото Reuters |
Кроме того, МГПС должна разграничить территорию, указав, где находится «Исламское государство» (ИГ – запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ») и другие боевики; обеспечить эффективные коммуникации между всеми участниками политпроцесса; реализовать «жесткие меры» к любым участникам, не соблюдающим режим перемирия, и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства в рамках резолюций ООН 2170, 2178, 2199, 2249, 2253 и 2254. Эти документы предусматривают борьбу с финансированием терроризма, ответственность за нарушения в области прав человека в Ираке и Сирии, обмен информацией, а также незамедлительное прекращение атак на гражданские объекты (в том числе больницы) и неизбирательного применения оружия (обстрелы и воздушные бомбардировки). Однако Россия два последних условия нарушает, если верить западным политикам.
Давутоглу возложил на Москву вину за гибель мирных жителей при авиаударе на севере Сирии, заявив, что если «Россия продолжит вести себя как террористическая организация», Анкара предпримет решительный ответ. Однако представитель Пентагона Питер Кук сказал, что США не могут установить, кто виновен в бомбардировках по больницам. При этом представитель США в военной кампании против ИГ полковник Стив Уоррен сообщил, что Россия наносила удары по районам, где пострадали больницы, но США неизвестно доподлинно, удары чьих самолетов привели к жертвам среди мирных жителей. «Врачи без границ» уже потребовали проведения тщательного расследования преступлений.
Уоррен констатировал, что российская авиация, несмотря на анонсированное перемирие, усилила удары по противникам президента Башара Асада. «Мы не видим заметной подготовки к временным прекращениям военных действий», – отметил он.
Министр обороны США Эштон Картер, выступая на телеканале CBS, также признал, что интенсивность российских бомбежек возрастает. Он предостерег Россию, заявив, что вмешательство в Сирию с целью поддержки Асада в конце концов приведет к негативным последствиям, а Штаты окажутся на стороне победителей. Россия и Иран «создают дополнительные проблемы в регионе», и это им еще «аукнется». Стратегия, выбранная Россией, ведет к затягиванию гражданской войны в Сирии.
Западные СМИ уверены, что без прекращения российских авиаударов нет никакой надежды на перемирие. Сегодня состоится встреча российских и американских военных чиновников из целевой группы, которая должна контролировать выполнение перемирия. И это делает маловероятным ситуацию, что прекращение огня состоится в тот же день, 19 февраля, подчеркнула Washington Post.
Остановить бомбардировки можно в случае введения бесполетной зоны над Сирией. С подобной инициативой выступила на этой неделе канцлер Германии Ангела Меркель, однако глава МИД РФ Сергей Лавров прохладно отнесся к предложению. «Это инициатива не Меркель, это турецкая инициатива», – заявил он. Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов отметил, что решение о введении бесполетной зоны невозможно без согласия «принимающей стороны» – сирийского правительства, а также ООН. Дамаск уже высказал свое мнение: он категорически против бесполетной зоны.
«Шансы на перемирие очень шаткие, – заявила «НГ» советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Ближнему Востоку Елена Супонина. – Реализовать Мюнхенские договоренности будет очень сложно, не в последнюю очередь из-за позиции Турции, которая воспользуется терактами для усиления военного присутствия на границе и не исключено, что и в самой Сирии. Ближайшие дни будут решающими. Сирийское правительство выполнило данные обещания по разблокировке ряда районов с целью доставки гуманитарной помощи. Однако, к сожалению, региональные государства, такие как Саудовская Аравия и Турция, уже не делают ставку на мирное решение конфликта».
Лавров считает, что выполнение Мюнхенских договоренностей «зависит от американцев, от того, будут ли они готовы сотрудничать на уровне военных по-честному». Пока из Мюнхенских соглашений удалось реализовать только единственный пункт: колонны ООН с гуманитарной помощью для 100 тыс. человек вчера прибыли в пять осажденных правительственными войсками городов. Однако этого явно недостаточно для прекращения войны в Сирии.