Мартин Шульц (справа) не смог гарантировать Дэвиду Кэмерону поддержку Европарламента. Фото Reuters
Сегодня вечером в Брюсселе откроется двухдневный саммит ЕС. Первая в этом году встреча европейских лидеров посвящена двум крупнейшим кризисам, которые сейчас преодолевает интеграционное объединение, британскому и миграционному. Обе проблемы выявили противоречия между Германией и восточноевропейскими странами.
Саммит 18–19 февраля – поворотный момент в британском кризисе, получившем название «брекзит». Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон хочет 23 июня провести референдум о членстве своей страны в ЕС, предварительно договорившись с Брюсселем о реформе союза. Проект соглашения, после того как Кэмерон полгода колесил по европейским столицам, был предложен 2 февраля председателем Европейского совета Дональдом Туском. На саммите документ должен быть окончательно утвержден. В противном случае есть риск негативных сценариев: созыв внепланового саммита в конце февраля, перенос референдума на более поздний срок и даже поддержка Кэмероном лагеря, выступающего за развод Королевства с ЕС.
Как пишет Times, Кэмерон за несколько дней до саммита «находился под большим давлением и в ситуации огромного стресса». Лондон заручился поддержкой Германии, которая одобрила проект Туска. Но Франция оказалась не удовлетворенной пунктом, позволяющим британским финансовым институтам (в первую очередь Сити) продавать свои услуги на европейском рынке, не подчиняясь решениям стран еврозоны. В понедельник Кэмерон побывал в Париже, где встретился с президентом Франции Франсуа Олландом.
В среду Telegraph раскрыл детали документа Еврокомиссии (ЕК), отражающего переговорную позицию каждой из стран. Париж не допустит новых уступок Лондону и торга, жестко обозначив красные линии. Возможность ветировать решения еврозоны и влиять на них Великобритании предоставлена не будет, хотя Лондон и сможет выносить их на широкое обсуждение.
Вместе с тем фундаментальных противоречий в этом вопросе у сторон нет: Лондон выступает за дальнейшую интеграцию еврозоны, Париж – за освобождение стран, не входящих в единое валютное пространство, от соблюдения его правил. Речь идет скорее о том, чтобы найти устраивающие всех формулировки. В результате некоторые наблюдатели высказались об итогах встречи Кэмерона и Олланда в таком ключе, что трения они благополучно сняли.
Однако в понедельник наметилось гораздо более серьезное препятствие. Вышеградская группа (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) провела в Праге саммит (с участием Македонии и Болгарии) для выработки общей позиции по брекзиту. Эти страны восстали против пункта о трудовом пособии для мигрантов из ЕС. «Квартет» не хочет, чтобы предоставленные Соединенному Королевству миграционные привилегии применялись по всему Евросоюзу. Вышеградцев не устраивает и решение об индексации детских пособий работающих в Британии европейцев на уровне, установленном в стране рождения ребенка. «Индексация детских пособий будет в центре дискуссий», – отметил председатель ЕК Жан-Клод Юнкер во вторник по итогам встречи с Кэмероном.
Венгрия требует, чтобы запрет на выплату пособия для трудовых мигрантов не имел обратной силы, то есть не применялся к тем, кто уже получает пособие, и чтобы механизм стоп-крана, вводящий такой запрет, активировался только при наличии серьезных на то оснований. Будапешт возмущен тем, что выходцы из ряда стран, не входящих в ЕС, но заключивших с Лондоном соглашение о полноценном доступе своих граждан к трудовым пособиям (Македония, Турция, Тунис), окажутся в более выгодном положении.
Третий удар нанес Европарламент (ЕП), председатель которого Мартин Шульц во вторник объяснил Кэмерону бюрократические тонкости. Премьер хотел, чтобы ЕП уже на этой неделе выпустил декларацию о досрочном согласии с решениями саммита. Но это оказалось нереализуемой фантазией: сначала ЕК должна представить в деталях законодательные изменения, а они, в свою очередь, могут быть подготовлены только по итогам референдума. Ведь если британцы проголосуют за выход из ЕС, реформа становится никому не нужной. Но если они предпочтут остаться, никто не сможет гарантировать им результат голосования в ЕП.
По поводу же второй части саммита, касающейся миграционного кризиса, ориентиры задала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она сказала, что квоты по распределению мигрантов выполнены в столь ничтожной степени, что обсуждение любых новых квот будет «смехотворным». Вместо этого лидерам предстоит решить, поможет ли соглашение Брюсселя и Анкары справиться с причинами притока мигрантов. Если ответ будет отрицательным, надо закрывать границы Греции с Македонией и Болгарией, ставя Афины в тяжелое положение и подрывая ЕС и Шенген. Именно за это ратуют все те же вышеградцы. Меркель обещала сражаться, как львица, на саммите за урегулирование кризиса в рамках сделки между ЕС и Турцией.
Брюссель