Зариф и Могерини сверили часы по актуальным международным вопросам. Фото Reuters
Иран и ЕС открывают новую страницу в отношениях. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф вчера провел переговоры с главой Европарламента Мартином Шульцем в Брюсселе, а накануне встретился с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. В ходе визита были затронуты не только вопросы сотрудничества Ирана с ЕС, но и региональные проблемы.
Отношения Ирана и ЕС стали приходить в норму после смягчения антииранских санкций, когда Тегеран в результате долгих и сложных переговоров согласился поумерить свои ядерные амбиции и отказался от «военного» атома. Теперь в шиитском государстве, которое не может похвастаться хорошими отношениями с большинством ближневосточных соседей, ожидают притока западных инвестиций и других экономических и политических дивидендов.
Прибыв в Брюссель, Зариф первым делом заявил, что между Ираном и ЕС стартовали очень важные переговоры. «Они уже начались на уровне замминистров. Теперь продолжатся на министерском уровне. Мы начинаем переговоры о полномасштабном сотрудничестве с ЕС в различных областях, выгодных обеим сторонам», – цитирует Зарифа иранское агентство Fars. Ранее он отмечал, что Тегеран подготовил необходимую базу для долгосрочных отношений с Европой.
Хотя Иран и не скрывал, что будет рад связям с европейскими банкирами, финансистами и инвесторами, Зариф предупредил, что страна не собирается становиться рынком сбыта для европейских товаров и услуг. Иранское агентство Tasnim News сообщило, что на совместной пресс-конференции с Зарифом Могерини охарактеризовала нынешние отношения Тегерана и Брюсселя как взаимовыгодные. Она призналась, что весной собирается посетить Иран. По ее словам, обоюдные визиты послужат укреплению связей и принесут пользу и европейцам, и иранцам. «У нас сильные культурные и исторические связи. У нас есть весомые общие интересы. Конечно, есть области, в которых мы расходимся, но мы верим, что сотрудничество принесет свои плоды», – заявила Могерини.
Доцент кафедры мировой экономики МГИМО Нина Мамедова в беседе с «НГ» пояснила, что визит Зарифа преследует экономические и политические цели. «Сейчас для Ирана очень важно войти в европейскую экономическую систему. До введения санкций страны ЕС были для Ирана важнейшими экономическими партнерами, а в 2013–2014 годах доля стран ЕС сократилась до ничтожно малого уровня: в каких-то отраслях до 2%, а в некоторых опускалась ниже 1%», – подчеркнула эксперт.
По ее словам, у Ирана сохраняются крупные валютные запасы, поэтому для него важны не столько деньги, сколько современные технологии. «Тегеран нуждается в восстановлении своих нефтедобывающих производств. Сроки амортизации затянулись. Ирану необходимо найти пути выхода на мировые рынки не только нефти, но и в первую очередь – газа. И конечно, без европейских и американских технологий ему самостоятельно это сделать не удастся. Основные экономические партнеры Ирана – это страны региона и Юго-Восточной Азии, но они не смогут дать Ирану то, в чем он так остро нуждается. Восстановление прежних связей и налаживание новых – основная цель визита Зарифа», – считает Мамедова.
Впрочем, она отметила, что события на Ближнем Востоке, которые сейчас волнуют мировое сообщество, включая Иран, также стали темой для обсуждения Зарифа с европейцами. «Главное – это избежать развития событий по худшему сценарию, поэтому переговоры на эту тему – тоже одна из задач Зарифа. Во многом от переговоров Зарифа, в том числе взаимопонимания по поводу Башара Асада, зависит сохранение тенденции на дипломатическое урегулирование», – заключила Мамедова.
В разговорах Зарифа с европейскими чиновниками и дипломатами действительно был затронут сирийский вопрос. По словам Могерини, она обсудила с иранским министром «конкретные шаги, которые необходимо предпринять для деэскалации конфликта, прекращения огня и предоставления гуманитарной помощи пострадавшим» в результате боевых действий. Она добавила, что у Ирана и Европы есть общие интересы по обеспечению стабильности и безопасности в Афганистане.
Выступая на пресс-конференции в Европарламенте, Зариф призвал Саудовскую Аравию и другие страны региона «прекратить диктовать условия политического диалога» по Сирии. По его мнению, никто не имеет права принимать какие-либо решения за сирийцев. Он напомнил, что в Дамаске находится законное правительство, которое признается ООН. Несмотря на жесткую критику в адрес Эр-Рияда и его союзников, как сообщается на сайте Европарламента, Зариф пообещал, что Тегеран «проявит сдержанность» в отношениях с Саудовской Аравией.
Иранский министр считает, что главные проблемы Ближнего Востока – «экстремизм, конфликты на религиозной почве и насилие». Для прекращения огня в Сирии и Йемене (где свои отношения Эр-Рияд и Тегеран фактически выясняют на поле боя, поддерживая разные конфликтующие стороны) необходимо выполнить четыре условия: установить перемирие, создать правительство национального единства, предоставить доступ гуманитарным организациям и провести выборы в соответствии с новыми Конституциями. Зариф подчеркнул, что у Ирана и России нет планов военными средствами склонить чашу весов в Сирии на сторону президента Башара Асада: Москва и Тегеран лишь стремятся не допустить к власти террористов.