0
2074
Газета В мире Интернет-версия

10.02.2016 00:01:00

ЕС и Иран перешли от атома к торговле

Тэги: бельгия, иран, торговля, санкции, энергетика, банковское дело


бельгия, иран, торговля, санкции, энергетика, банковское дело На фото замминистра иностранных дел Ирана по европейским и американским вопросам Маджид Тахт-Раванчи. Фото сайта presstv.ir

Вчера в Тегеране завершился первый раунд консультаций между ЕС и Ираном в рамках нового переговорного формата. После того как Иран избавился от большинства наложенных на него санкций, стороны намерены наладить сотрудничество в таких областях, как энергетика, торговля, банковское дело. В частности, Брюссель заинтересован в диверсификации источников энергоснабжения, чтобы снизить зависимость от России.

Замминистра иностранных дел Ирана по европейским и американским вопросам Маджид Тахт-Раванчи рассказал, что двухдневные переговоры касались широкого круга вопросов сотрудничества – экономики, энергетики, финансовой и банковской сфер, охраны окружающей среды, борьбы с наркоторговлей. В региональной повестке центральное место было отведено противодействию терроризму и экстремизму, а также ситуации в Ираке, Сирии, Йемене и других «кризисных» ближневосточных странах.

Брюссель и Тегеран договорились наращивать усилия по продвижению мира и стабильности в регионе. Заместитель верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Хельга Шмид, возглавившая европейскую делегацию, пригласила иранцев на Международную конференцию по Афганистану, которая пройдет в октябре в Брюсселе на министерском уровне. В свою очередь, замглавы МИД Ирана по вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона Ибрагим Рахимпур призвал ЕС расширить экономическую поддержку Кабула.

Стороны также коснулись имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Формат, получивший название переговоров на высоком уровне, был заявлен после того, как 14 июля Иран подписал с «шестеркой» международных посредников соглашение о своей ядерной программе. СВПД, предусматривающий снятие с Тегерана санкций в обмен на ограничение активности в атомной сфере и вступивший в фазу исполнения 16 января, позволил сторонам обратиться к политическим, экономическим, энергетическим, транспортным, экологическим, культурным и международным проблемам. Встречи должны проходить дважды в год в Тегеране и Брюсселе на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств, хотя со временем могут быть подняты до министерского уровня. Брюссель и Тегеран намерены извлечь максимальную выгоду из постсанкционного периода. В рамках нового этапа отношений президент Ирана Хасан Рухани в конце января посетил Италию и Францию.

Сама шеф европейской дипломатии Федерика Могерини весной планирует «важный по значению визит» в Иран. В ходе ее предыдущей поездки в Тегеран (28 июля 2015 года) стороны как раз и договорились о проведении переговоров на высоком уровне. Для встречи с Могерини в Брюссель 15–16 февраля прибудет глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф.

Заместитель директора Франко-российского аналитического центра «Обсерво» Игорь Деланоэ в беседе с «НГ» отметил, что всеми аспектами, касающимися возобновления диалога между ЕС и Ираном, занимается специальная группа, созданная в сентябре и находящаяся под непосредственным контролем Шмид. Это показывает приоритетный характер иранского досье для Брюсселя. Не исключено, что ЕС даже откроет диппредставительство в Тегеране.

«Речь идет о выходе за рамки ядерной проблематики, которые довлели над ирано-европейскими отношениями более десяти лет, – пояснил эксперт. – Соблюдение Тегераном СВПД, подтвержденное Международным агентством по атомной энергии в январе, позволило снять санкции, что было необходимо для возобновления ирано-европейских переговоров. По сути, возрождаются двусторонние контакты, которые существовали в 1998–2003 годах в рамках формата «Всеобъемлющий диалог ЕС–Иран», замороженного из-за противоречий по иранской ядерной программе. Этот формат в 2001 году позволил сторонам заключить договор о сотрудничестве и торговле. Одна из задач теперь – вернуть этот договор к жизни».

Кроме того, по словам Деланоэ, Брюссель стремится укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, где пока его голос не слышен ни в сирийском кризисе (его Европа воспринимает через кризис миграционный), ни в палестино-израильском конфликте (здесь она играет преимущественно финансовую роль). Эксперт обратил внимание на пересечение интересов ЕС и Ирана в сфере энергетики. Европа диверсифицирует источники энергоснабжения, чтобы в меньшей степени зависеть от России, и может рассматривать иранские ресурсы как дополнительный фактор своей энергетической безопасности.

 Брюссель



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
245
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
308
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1800
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
1986

Другие новости