Спецпосланник ООН Стаффан де Мистура надеется на помощь РФ и США в реанимации Венского процесса. Фото Reuters
Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура приостановил Венский процесс на три недели. Запад возлагает вину на Россию, делегаты от Дамаска – на Саудовскую Аравию. Эксперты считают, что межсирийские переговоры полностью провалились и вряд ли они начнутся в намеченный срок, если вообще состоятся.
Дипломат не скрывал своего разочарования и в ходе импровизированной пресс-конференции в женевском отеле заявил: «Я с первого дня подчеркивал, что не буду говорить ради разговоров». Он добавил, что теперь требуется незамедлительное вмешательство международных посредников в лице США и России. В канун следующего раунда переговоров предстоит много сделать – «не только нам, но и заинтересованным сторонам», заключил де Мистура.
Причиной срыва консультаций стало успешное наступление сирийской правительственной армии под прикрытием российской авиации в районе Алеппо, что вызвало гнев повстанцев, которые назвали натиск беспрецедентным. Оппозиция выступила с хлесткими заявлениями, пригрозив покинуть Женеву и не возвращаться до тех пор, пока «не увидит прогресса на местах».
Высокопоставленный западный дипломат в анонимном разговоре с Reuters задался вопросом: «Как вы можете вступать в переговоры, находясь под беспрецедентным военным давлением?» Другой собеседник агентства, высокопоставленный чиновник ООН, связал срыв консультаций с российскими авианалетами. «Думаю, что спецпредставитель решил приостановить переговоры, потому что ООН не хочет ассоциировать себя с российской эскалацией в Сирии, которая рискует подорвать переговоры полностью», – заметил он.
Де Мистура уверен, что «это не конец и не провал переговоров», однако со спецпосланником трудно согласиться. По словам западных дипломатов и представителей оппозиции, делегатов «застали врасплох» предложения де Мистуры прекратить огонь. Этот вопрос ранее не обсуждался, а сирийское правительство не выказывало «доброй воли». Повстанцы подчеркивали, что не сядут за стол переговоров, пока правительство не прекратит бомбардировки, осаду городов и не освободит заключенных.
Участники прибыли в Женеву в пятницу, но до последнего момента делегаты отрицали, что переговоры вообще стартовали. За шесть дней переговорщики не только ни разу не заседали в офисе ООН в Швейцарии, но даже в одной комнате не встретились.
Глава правительственной делегации Башар аль-Джафари сказал Reuters, что до последнего момента оставалось неясным, с кем из представителей «фрагментированной оппозиции» им предстоит общаться. Он обвинил в срыве консультаций Катар и Турцию, которые отработали заказ Саудовской Аравии.
Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд и госсекретарь США Джон Керри намерены увеличить финансовую поддержку Сирии. Фото Reuters |
Другие страны придерживаются иной точки зрения. Так, госсекретарь США Джон Керри прямо обвинил Москву и Дамаск в поисках военного решения в Сирии. «Продолжающееся насилие, осуществляемое силами сирийского режима, российские налеты в повстанческих районах… четко сигнализируют о намерении добиваться военного, а не политического решения», – заявил Керри, призвав Москву прекратить авиаудары. Глава МИД Франции Лоран Фабиус поддержал решение спецпосланника и возложил вину за провал консультаций на президента Сирии Башара Асада и его союзников, которые «торпедируют» мирные усилия и не желают «внести свой вклад добросовестно».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был еще более категоричен и сказал, что переговоры бессмысленны, пока Москва продолжает бомбардировки. «Россия продолжает убивать людей в Сирии. Возможны ли при этом мирные переговоры?» – заявил он и выразил сомнения, что новый этап, назначенный на 25 февраля, начнется вовремя.
Комментируя срыв женевской встречи, советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Ближнему Востоку Елена Супонина в беседе с «НГ» заметила: «Переговоры в Женеве провалились, хотя официально отложены. Основная вина за провал лежит на той делегации оппозиции, которая прибыла из Саудовской Аравии. Эта группа сирийцев была изначально настроена непримиримо. Более того, она и ехать не хотела. Участников уговорили в последний момент, очевидно, под давлением США. Но этого оказалось недостаточно, чтобы делегация хотя бы приступила к переговорам. Основную работу надо проводить именно с этой группой оппозиции. Вероятно, она рассчитывает на силовое решение конфликта».
Эксперт выразила сомнение, что намеченный на конец февраля новый этап консультаций стартует в срок. «Переговоры и так начались с большим опозданием, – напомнила Супонина. – Международные посредники не укладываются в определенные ранее сроки, и я не исключаю новой задержки. Однако когда подобные заявления звучат из уст Эрдогана – это вдвойне тревожно, так как Турция имеет непосредственное влияние на многих сирийских оппозиционеров. Если Эрдоган считает, что вторая попытка не начнется в срок – я боюсь, он не просто предполагает, а знает. Анкара не станет способствовать тому, чтобы переговоры начались вовремя».
Единственной хорошей новостью стало прекращение осады города Мадая. Представитель группировки «Джейш аль-Ислам» заявил, что снятие осады – хороший шаг, но «этого недостаточно: проблема заключается в 22 осажденных городах».
Однако на большее Россия не готова и отказываться от бомбардировок не собирается. Глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе визита в Оман заявил, что «не видит причин для прекращения авиаударов». «Нанесение Россией авиаударов не будет прекращено, пока мы действительно не победим такие террористические организации, как «Исламское государство» (запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»), «Джебхат ан-Нусру» и подобные им группировки», – подчеркнул он.
Также министр раскритиковал сирийскую оппозицию, заявив, что делегаты из так называемого списка Эр-Рияда «слишком избалованы своими спонсорами, прежде всего нашими турецкими соседями», а среди переговорщиков от «лозаннской группы» оказались «капризные люди». Стоит отметить, что последнюю группу эксперты считали пророссийски настроенной.
Сирийский вопрос вчера поднимался на конференции в Лондоне. Представители 70 государств, в том числе 30 премьер-министров и президентов, обсуждали возможность увеличения финансирования Сирии, гуманитарные вопросы, создание новых экономических возможностей для беженцев. Великобритания планирует увеличить поддержку Сирии до 3,4 млрд долл. к 2020 году, другие страны также не останутся в долгу.
Однако эти вопросы могут померкнуть на фоне другой темы. По данным Bloomberg, премьер-министр Дэвид Кэмерон использовал встречу, чтобы поставить вопрос о пересмотре членства Великобритании в Евросоюзе. Как бы ни были важны вопросы международной политики, они отходят на второй план на фоне экономических неурядиц и миграционного кризиса, с которыми столкнулась Европа.