Фото Reuters
Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель обсудил с французским коллегой Манюэлем Вальсом расширение сотрудничества в борьбе с терроризмом. Брюссель инициировал встречу, чтобы поправить свой имидж и успокоить Париж, откуда после ноябрьской атаки джихадистов прозвучало много нелестных слов в адрес бельгийцев. Стороны также затронули ситуацию во французских городах Кале и Дюнкерке, ставших прибежищем для тысяч мигрантов.
Рабочая встреча глав двух правительств, получившая в СМИ название мини-саммита, прошла вчера в Брюсселе с участием министров юстиции (Коэна Генса и Жан-Жака Юрвоаса) и внутренних дел (Яна Ямбона и Бернара Казнёва). Центральной темой были теракты 13 ноября, которые вскрыли масштабные бреши в европейской безопасности и экстремистское гнездо, сформировавшееся в брюссельском районе Моленбек.
Париж подверг резкой критике работу бельгийских спецслужб и полиции, которые не смогли предотвратить самой кровопролитной в истории Франции террористической атаки. Брюссель отнесся к обвинениям болезненно. Мишель выразил недовольство тем, что французы подрывают имидж Бельгии, говоря о ней как о стране, где царит полный произвол. Президент Франсуа Олланд заклеймил соседей фразой: «Теракты, спланированные в Сирии, подготовленные в Бельгии, совершенные во Франции».
В доказательство безосновательности претензий со стороны Парижа бельгийский премьер созвал мини-саммит. Он напомнил, что год назад, после атаки на Charlie Hebdo в Париже, спецслужбы страны подали пример всей Европе, предотвратив теракты, готовившиеся экстремистской ячейкой в городе Вервье. «Несколько месяцев спустя мы не стали беспомощными, некомпетентными», – отметил Мишель в интервью французскому радио Europe 1.
По его словам, в январе 2015 года правительство приняло 12 антитеррористических мер, а после ноябрьских терактов – 18. Все они направлены на оптимизацию работы полиции, судебной системы и спецслужб. В беседе с Monde Мишель, впрочем, предупредил, что сегодня терроризм извлекает уроки из своих неудач. «Сотрудничество между нашими службами достойно всех похвал и приносит результаты. Оно также показывает, что можно улучшить и что необходимо усилить», – сказал он.
Париж и Брюссель проанализировали возможности расширения совместной борьбы с террористической угрозой, в частности, за счет более активного обмена информацией. Этот обмен страдает из-за бюрократических проблем, которые привели к тому, что при бегстве с места трагедии смертник Салах Абдеслам подвергся контролю французских полицейских, но не вызвал у них подозрения, хотя бельгийские коллеги могли бы дать ориентировку.
Стороны рассмотрели положение дел и в европейском контексте, обменявшись мнением о том, что они считают полезным предпринять в плане контртеррористических усилий на уровне ЕС и шенгенской зоны. Главный организатор терактов Абдель-Хамид Абаауд несколько раз побывал в Сирии, проехав на своем пути не одну европейскую страну, и нигде не столкнулся со сложностями. Известно, что одни участники парижских терактов совершали авиаперелеты в Сирию и обратно, а другие проникли в Старый Свет под видом беженцев. На этом фоне Франция выступает за скорейшее создание европейской базы данных авиапассажиров и Европейского агентства по охране побережья и границ. Вальс ждет и инициатив Еврокомиссии, которая сегодня представит план действий по борьбе с финансированием терроризма.
На мини-саммите свою долю критики получил и Париж. Брюссель утверждает, что хаотично организовавшиеся в Кале и Дюнкерке лагеря, где проживают стремящиеся в Великобританию мигранты, смещаются в сторону бельгийского порта Зебрюгге. «Мы полны решимости предотвратить появление в Бельгии бесконтрольных зон», – заявил бельгийский премьер. Недавно его кабинет принял первые меры по недопущению «переползания» французских лагерей через границу.
Брюссель