Водители столичных такси заблокировали центральные площади города. Фото Reuters
Парижские таксисты вчера продолжили забастовку, которая днем ранее переросла в столкновения с полицией. Они просят правительство защитить их от конкурирующего формата перевозок, который получил название «машины с шофером». Онлайн-сервис Uber и подобные ему фирмы работают без дорогостоящих лицензий, освобождены от высоких социальных и налоговых взносов и благодаря этому снижают цены на свои услуги на 40%, в то время как таксисты теряют прибыль.
Во вторник во французской столице протестовало 2,1 тыс. таксистов. Они блокировали дороги, препятствовали движению по парижским улицам, жгли шины. Полиции пришлось применить слезоточивый газ. В результате волнений ранения получил один человек, еще 24 были задержаны. В среду выступления продолжились, но число участников сократилось до 780. Около 300 таксистов приехали в Париж из Бордо, Ниццы и Нанта. Отдельные акции прошли в Тулузе, Марселе и Лилле. Присоединившиеся к французским коллегам таксисты из Испании, Бельгии и Швейцарии – знак того, что с той же проблемой сталкиваются и другие европейские страны.
«Существует право на манифестации. Необходимо уважать его даже в период, когда в стране действует режим чрезвычайной ситуации. Но насилие неприемлемо», – дал оценку ситуации премьер-министр Франции Манюэль Вальс. После чего он принял делегацию таксистов. Решения, озвученные правительством, сводятся к тому, чтобы назначить посредника между таксистами и «машинами с шофером» (им стал депутат Соцпартии Лоран Грангийом) и в течение трех месяцев восстановить честную конкуренцию, положив конец противозаконным приемам, которые взяли на вооружение некоторые нелицензионные перевозчики.
Протестующие остались не удовлетворены этими обещаниями. Они требуют компенсаций за потерю клиентов (их стало меньше на 20–50%) и обесценение своих лицензий, которые в момент их покупки стоили 220–240 тыс. евро, а теперь из-за появления на рынке новых игроков подешевели до 160–165 тыс. «Назначение посредника – это блеф, позволяющий государству выиграть время, – считает таксист Жереми. – Правительство изменило правила игры, либерализовав профессию. Мы готовы работать с «машинами с шофером», но необходимо, чтобы мы были поставлены в равные условия».
Большая группа демонстрантов разбила лагерь перед Министерством экономики. Гнев через многочисленные лозунги и плакаты обрушился на руководителя ведомства Эмманюэля Макрона: «Остановить макронизацию!», «Макрона – в отставку», «Экономический терроризм», «Макрон – сообщник Uber». Манифестанты обвиняют министра в «геноциде такси» из-за его энергичной поддержки ненавистных им альтернативных перевозчиков. Но и Макрона можно понять: находясь у власти с 2012 года, социалисты заявили своей главной целью борьбу за создание рабочих мест, до сих пор не слишком успешную, а подъем нового сектора позволяет безработной молодежи из неблагополучных кварталов трудоустраиваться.
Проблема не нова: похожие протестные акции прошли в стране в июне. При этом закон, призванный регулировать деятельность игроков на рынке автомобильных перевозок («закон Тевну»), был принят еще в октябре 2014 года. Он предоставляет такси многочисленные преимущества перед «машинами с шофером» и ставит их в более выгодное положение. По словам таксистов, простое применение «закона Тевну» решило бы их проблемы на 70%. Однако обеспечить соблюдение установленных правил оказалось для властей непосильной задачей.
Впрочем, по совпадению именно в среду парижский городской суд наказал Uber France за несоблюдение «закона Тевну». Фирма не давала четких инструкций своим шоферам о том, чтобы в отсутствие нового заказа после доставки клиента возвращаться на стоянку. Дело в том, что шоферы Uber паркуются на проезжей части в бойких местах, благодаря чему с помощью приложений для смартфонов и планшетов можно легко определить их местоположение и время подачи автомобиля. Такая практика по «закону Тевну» разрешена только такси, но не «машинам с шофером». Теперь Uber France выплатит профсоюзам такси неустойку в размере 1,2 млн евро.