Фото Reuters
В последние дни в мировых СМИ стали циркулировать слухи о том, что западные державы активно готовятся к новой вооруженной интервенции в Ливии.
Напомним, что в прошлом году террористическая организация, называющая себя «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»; в арабской аббревиатуре ДАИШ), захватившая и контролирующая значительные территории Сирии и Ирака, создала свой филиал в Ливии. Объявление этого решения в СМИ сопровождалось ужасающими кадрами зверской казни группы христиан на берегу Средиземного моря. В качестве штаб-квартиры террористы выбрали город Сирт – место рождения и некогда вотчина Муаммара Каддафи.
Позиции ИГ в Ливии, да и в целом в Африке, продолжают расширяться. В последние несколько недель боевики нанесли целый ряд ударов по нефтяной структуре Ливии и расширили свои опорные пункты вдоль береговой полосы Средиземного моря. По сути, ими создан удобный плацдарм для проведения операций в Европе, особенно с учетом использования нелегальных каналов переброски беженцев через Средиземное море.
Как известно, в соответствии с нормами международного права решение об иностранном вторжении на территорию суверенного государства может быть принято только по просьбе законного правительства либо по решению Совета Безопасности ООН. В том, что касается конкретно Ливии, Совбез до сих пор подобных обращений не рассматривал. При этом Ибрагим Даббаши, представитель Ливии в ООН, уже несколько раз заявлял о том, что ливийцы не намереваются ставить вопрос о возможности иностранного военного вмешательства.
Ныне, когда заходит разговор о Ливии, только ленивый на Западе не напоминает о бомбардировках ее территории авиацией НАТО в 2011 году и не называет это «вопиющей ошибкой». Поэтому объяснима осторожность высказываний представителей западных держав относительно новой операции в Ливии.
Заметим, что ООН в последнее время интенсифицировала усилия по созданию такого правительства, и наконец 17 декабря 2015 года соответствующее соглашение было подписано между представителями двух правительств и двух парламентов: одного – международно признанного в Тобруке и второго – исламистского правительства национального спасения, базирующегося в Триполи.
Однако представители парламента Тобрука на днях отказались одобрить состав нового правительства, потребовав сократить его численность с 32 человек до 17, и категорически выступили против устранения с поста генерала Халифы Хефтара, возглавляющего воинские формирования на востоке страны и связанного с правительством Тобрука. В некоторых арабских столицах ходят слухи, что если попытки создания кабинета национального единства провалятся, то подобный орган может быть создан на территории Туниса в качестве «правительства в изгнании».
Положение в Ливии осложняется с каждым днем. Большие проблемы возникают в связи с постоянными стычками между разного рода бандформированиями – их называют милициями, пытающимися прибрать к рукам действующие нефтепромыслы. К тому же в последние недели существенно сократилась добыча нефти, которая составляет основной источник доходов всей Ливии (накануне падения режима Каддафи Ливия производила 1,6 млн барр. в день, в настоящее время – менее 400 тыс. барр. в день).
На этом фоне обсуждение темы возможного военного вмешательства западных государств приобретает крайне обостренный характер. На днях в арабских СМИ обратили внимание на сообщение алжирской государственной газеты «Хабар» о том, что США, Франция и Великобритания информировали алжирское правительство о подготовке воздушных ударов против ИГ в Ливии, причем это сопровождалось утечкой информации о разведывательных полетах французских самолетов в небе над Ливией.
Между тем Евросоюз выступил с заявлением о «готовности поддержать Ливию в борьбе против насильственного экстремизма». И даже министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен подчеркивала, что и ФРГ готова внести свою лепту в общие действия.
По свидетельству редакционной статьи New York Times от 26 января, американская администрация готовит планы открытия третьего фронта (помимо Сирии и Ирака) против «Исламского государства». Предполагается, что помимо авиаударов будут задействованы и элитные американские подразделения. Эта кампания может начаться в течение нескольких недель с помощью Англии, Франции и Италии. «Это вызывает глубокое беспокойство, – считает газета, – поскольку означает эскалацию войны, которая легко может охватить другие страны континента». (Западные официальные лица оценивают количество штыков в распоряжении ИГ в Ливии примерно в 3 тыс.)
По мнению некоторых бейрутских обозревателей, если западные державы все-таки решат действовать в одностороннем порядке, не дожидаясь приглашения ливийских властей и в обход Совета Безопасности ООН, это может стать новым опасным прецедентом, который приведет к еще большему росту экстремистских и террористических группировок не только в Ливии, но и за ее пределами, прежде всего в других африканских государствах. Напомним в этой связи, что 2016 год ознаменовался целым рядом новых терактов в соседних с Ливией и более отдаленных государствах на континенте – в Нигерии, Камеруне, Сомали.