Фото Reuters
Парламент Ливии в Тобруке отказался утвердить полномочия правительства национального согласия, созданного с подачи ООН. Это не только препятствует победе над террористами, но и лишает страну 100 млн евро, обещанных Евросоюзом. Вялотекущая война в Северной Африке продолжается, и политики не способны положить ей конец.
В декабре 2015 года в Марокко под эгидой ООН были заключены Схиратские соглашения, которые предполагали формирование президентского совета на время переходного периода и создание в Ливии правительства национального согласия. На прошлой неделе президентский совет Ливии, расположенный в Тунисе, сформировал новый кабмин в соответствии с документом. В состав вошли 32 министра, его руководителем назначили известного бизнесмена Фаиза Сараджа, после чего депутаты должны были утвердить главный исполнительный орган.
Однако парламентарии забраковали правительство, заявив, что оно «чересчур большое», министров выбирали не в силу компетентности, а ради удовлетворения интересов региональных кланов. Из 104 депутатов против проголосовали 89 человек.
Комментируя решение, один из членов парламента, Мохамед аль-Абани, заявил, что предложенная администрация «не представляет интересы ливийского народа», она была создана в соответствии с требованиями руководителей отрядов ополчения, а потому не может считаться самостоятельной в решениях. Депутат Омар Тантуш добавил, что новое правительство «не отвечает на реальные вызовы», а при выборе министров «использовались неправильные критерии», особенно сейчас, когда экономика страны рушится.
Вместе с тем депутаты предложили создать «урезанное» правительство с участием 17 министров. Они также ратифицировали Схиратские соглашения, за исключением восьмого пункта о принципах формирования нового кабинета министров. Он предполагает, что назначением военачальников займется правительство, а не парламент, как было ранее. Это может привести к отставке генерала Халифы Хафтара, который контролирует восточную часть Ливии и, по сути, является руководителем Тобрука. Бывший союзник Муаммара Каддафи возглавляет вооруженные силы, которые тем не менее не могут взять под контроль всю страну и эффективно бороться с боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»), засевшими в ливийском Сирте и регулярно нападающими на объекты «нефтяного полумесяца» вдоль побережья.
Спецпосланник ООН по Ливии Мартин Коблер приветствовал поддержку Схиратских соглашений, «приняв к сведению» отказ от одной из статей. «Мы продолжим консультации со всеми сторонами, чтобы найти консенсус по всем нерешенным вопросам», – добавил дипломат.
Теперь у тобрукского парламента есть 10 дней, чтобы рассмотреть и утвердить новый состав правительства.
Эксперты не удивились решению парламента. «Было очевидно, что процесс не доведут до конца, и при достижении какой-либо договоренности на переговорах, поддерживаемых ООН, на местах инициатива не будет принята, – заявил в беседе с «НГ» научный сотрудник Центра африканских исследований Института востоковедения РАН Олег Булаев. – Задолго до этого многие представители и Тобрука, и Триполи заявляли, что не настроены признавать новое правительство. Этот кабмин может существовать в теории, но у него нет никаких ресурсов, чтобы осуществлять полномочия».
Булаев добавил, что «сотрудники ООН были слишком оптимистичны касательно процесса, выдавая желаемое за действительное». ООН работает не на том уровне, на котором должна. Нужно действовать на местах, проводя переговоры с лидерами племен, устанавливать контакты между враждующими группировками, вести реальную политику и заниматься экономическими вопросами, «связанными с контролем и распределением нефтяной ренты», отметил он.
Отказавшись утвердить правительство, парламент лишил Ливию внушительной финансовой помощи. На прошлой неделе верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини объявила, что Евросоюз выделит Ливии 100 млн евро в случае формирования нового правительства.
Транш пришелся бы стране кстати. С 2013 года Ливия потеряла из-за военных действий нефтяные доходы в размере 68 млрд долл., заявил представитель государственной нефтяной компании National Oil Corporation. Эта сумма предполагает недополученную прибыль и прямые убытки от сокращения производства на 75 месторождениях. Сейчас добыча нефти упала до 20% от уровня 2011 года. На поставки нефтепродуктов приходилось 70% ВВП, более 95% экспорта и 90% поступлений в бюджет. Миссия Международного валютного фонда в Ливии оценивает бюджетный дефицит в стране в 2015 году на уровне 54% ВВП.