Президент Ирана Хасан Рухани (слева) прогуливается со своим итальянским коллегой Сержио Маттареллой в президентском дворце Квиринале в Риме. Фото Reuters
Президент Ирана Хасан Рухани отправился в историческое европейское турне. Впервые более чем за 10 лет высшее руководство Исламской Республики посетит европейские столицы, чтобы заключить многомиллиардные сделки. Тегеран превращается в золотое дно для Европы, становится драйвером банковской системы Старого Света и – в перспективе – конкурентом России, оказавшейся под санкциями.
Первым пунктом в графике представительной иранской делегации стал Рим, где Рухани проведет переговоры с премьер-министром Маттео Ренци и бизнесменами. Итальянские компании, в частности трубопроводная Saipem; поставщик для металлургической промышленности Danieli; Condotte, занимающаяся водной инфраструктурой; строительная фирма Coet, подпишут контракты на 17 млрд евро, сообщил Financial Times высокопоставленный европейский чиновник. Это «только начало», добавил он: Eni, Enel Ferrovie dello Stato, судостроительные Gavio и Fincantieri уже выстраиваются в очередь к Ирану. Впрочем, замминистра по промыслам, торговле и промышленности Ирана, председатель Организации развития промыслов Мехди Карбасиан назвал более скромную цифру – 5 млрд евро.
В отличие от политиков итальянская общественность встретила Рухани в штыки, напомнив, что пока президент колесит по стране, более 40 журналистов находятся в застенках исламских тюрем.
Также иранский президент отправится на поклон к папе Римскому Франциску, который выступил за мирное урегулирование кризиса вокруг атомной программы Ирана и вмешался непосредственно, призвав конгресс США не саботировать ядерную сделку.
Из Рима Рухани вылетит в Париж, где в среду встретится с президентом Франции Франсуа Олландом. FT отмечает, что французские компании стали «одними из наиболее агрессивных в ухаживании» за Ираном сразу после отмены санкций. Делегации из Парижа посещали Тегеран едва ли не еженедельно, чем вызвали гнев американской администрации.
На прошлой неделе президент Renault-Nissan Карлос Гон объявил о планах фирмы «выйти на иранский рынок» и предсказал «гораздо более масштабное» присутствие, чем раньше. Конкурирующий автопроизводитель – Citroеn, продавший 1 млн автомобилей в Иране в канун ухода с рынка, – уже обсуждает новое сборочное предприятие в партнерстве с Iran Khodro. На Тегеран нацелились и нефтяники из французской Total.
Однако сделкой года станет контракт Iran Air и Airbus. Ожидается, что Тегеран приобретет минимум 114 лайнеров европейской корпорации. Airbus сделку не комментирует, но ранее иранские чиновники заявляли, что стране в ближайшие годы потребуется по меньшей мере 400 средне- и дальнемагистральных лайнеров, а также 100 небольших самолетов.
«Мы должны модернизировать нашу авиацию, – заявил президент Ирана. – Мы должны сделать все наилучшим образом, чтобы использовать постядерную атмосферу для роста, развития и занятости молодежи». Тегеран надеется на 50 млрд инвестиций от европейских компаний в год. Ранее иранские чиновники заявляли, что привлечение 30–50 млрд евро позволит обеспечить рост экономики на 8% в год.
«Для Ирана сейчас очень выгодно восстановить все отношения, которые он наладил до введения санкций. Наиболее объемными они были с Германией, Италией и Францией. Кроме того, достаточно активно, но по синусоиде развивались отношения с Великобританией, которая также находится в сфере интересов Тегерана», – заметила заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова. Она обратила внимание, что Европа с введением санкций заменила иранскую нефть российской. «Отношения России и Европы сейчас на такой стадии, что ядерная сделка, возможно, благоприятствует возобновлению иранских позиций», – добавила Мамедова.
Эксперты полагают, что отмена санкций, размораживание 100 млрд финансовых средств Ирана, заключение новых контрактов с итальянскими и французскими фирмами станут драйвером развития банковского и корпоративного секторов Европы, которые смогут осуществлять транзакции вместо американских кредитных учреждений. Хотя Минфин США официально и не запрещал работать с Тегераном, ведомство выпустило 50-страничный документ с «рекомендациями» европейским банкам, где оговаривается, с какими юридическими и физическими лицами по-прежнему не стоит работать.
Европейским компаниям, которые уже назвали Иран золотым дном, будет очень непросто выйти на дружественный рынок: здесь их ждет жесткая конкуренция с другими странами. На днях Тегеран посетил с официальным визитом председатель КНР Си Цзиньпин, и стороны договорились о привлечении 50 млрд китайских инвестиций в год. Таким образом, Иран получит около 550 млрд в течение ближайших 10 лет.
Итальянцы желают поучаствовать в ирано-китайском предприятии Salco, который станет крупнейшим алюминиевым предприятием в Иране, однако здесь конкуренцию составят французы. Бокситы, цинк и железная руда притягивают японские и австралийские фирмы. Иран отказался от понятия золотой акции, объявив, что заинтересованная сторона может выступить 100-процентным собственником предприятий или войти в совместные предприятия. На развитие стальной промышленности Тегерану требуется 20 млрд долл., сказал начальник управления международных дел Ассоциации производителей и экспортеров железной руды Кайван Джафари Техрани.
«Вопросы экономического сотрудничества с Ираном будут преобладать на переговорах с европейскими лидерами. Страны ЕС загодя проработали законодательную основу для отмены санкций и сняли их, как только такая возможность появилась. Европейский бизнес стоял на высоком старте, чтобы возобновить сотрудничество», – заявила в беседе с «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова. Она добавила, что для европейских компаний после визита Си Цзиньпина сложится конкурентная ситуация, и «работать на иранском рынке будет не так просто».
Помимо Китая Иран намерен привлечь к проектам страны АСЕАН. Наконец, Тегеран восстановил экономические отношения и с арабскими странами: вскоре Иран снова начнет продавать нефть Египту.