На фото Федерика Могерини и глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Фото Reuters
В понедельник Совет ЕС на уровне глав МИДов обсудил основные мировые кризисы, бьющие по Европе, – сирийский и украинский. Большинство участников отметили важность для дипломатического процесса по Сирии начала имплементации соглашения по ядерной программе Ирана и сосредоточили позитивные ожидания на встрече в Женеве, намеченной на 25 января.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини открыла встречу в Брюсселе словами надежды на прогресс по Сирии, связанный с тем, что МАГАТЭ признало успешным выполнение Тегераном соглашения по его ядерной программе. Это положило начало снятию антииранских санкций.
«То, что мы сделали в субботу в Вене, – большой и важный шаг в правильном направлении для всего региона, – отметила она. – Даже по самым трудным вопросам возможно достижение позитивных результатов через диалог, дипломатию и сотрудничество. Все это может дать импульс дипломатическим усилиям по сирийскому кризису».
Вместе с тем в Брюсселе подчеркивают острую необходимость гуманитарных усилий. «Задача, стоящая перед европейскими странами, – привлечь внимание международного сообщества к вопросу о необходимости остановить разворачивающуюся там катастрофу, обеспечить доступ гуманитарной помощи в сирийские города и, по мере того как мы работаем над политическим процессом, который пока развивается в позитивном ключе, добиться улучшения ситуации для самих сирийцев – как в Сирии, так и за ее пределами», - сказала Могерини. В этом плане Совет обсуждал координацию усилий в преддверии Лондонской конференции доноров для Сирии 4 февраля.
Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура вчера доложил Совбезу о ситуации с подготовкой к женевским переговорам 25 января. Могерини же рассказала министрам о своей работе с Мистурой и сирийской оппозицией. Глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс отметил, что Венский процесс может способствовать решению не только сирийского, но и миграционного кризиса.
Глава Форин офиса Филип Хаммонд назвал прогрессом то, что правительство и умеренная оппозиция Сирии сядут за стол переговоров, а дипломатический процесс отныне включает 19 региональных стран и 5 постоянных членов СБ ООН. «С другой стороны, ситуация сейчас более сложная, чем была шесть месяцев назад из-за вмешательства российских вооруженных сил в гражданскую войну, – сделала выпад в адрес Москвы британский министр. – Это не способствует урегулированию ситуации».
Похожий упрек прозвучал от госсекретаря по европейским делам Франции Арлема Дезира, заявившего о необходимости положить конец авиаударам по гражданскому населению и умеренной оппозиции и осуществить политический переход, поставив на повестку дня вопрос о прекращения полномочий президента Сирии Башара Асада.
После обсуждения ситуации в Ираке и обеда, за которым к европейским коллегам присоединился глава МИД Иордании Насер Джода, в брюссельском меню значились Украина, Ливия и ближневосточный процесс. Ожидалось, что министры примут резолюцию, призывающую страны ЕС «недвусмысленно и четко проводить различие между Израилем и всеми территориями, оккупированными Израилем в 1967 году», то есть применять международные соглашения с Тель-Авивом в границах Израиля до 1967 года. По данным израильской «Едиот Ахронот», решающую роль в продвижении этого предложения сыграла Швеция.
Напомним, шведско-израильские отношения находятся в кризисе с тех пор, как глава МИД Швеции Маргот Валльстрём обвинила силы безопасности Израиля во «внесудебных убийствах» палестинцев – высказывание, которое премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал безнравственным и глупым. Валльстрём запрещено посещение Израиля с официальными визитами. Другими лоббистами документа, согласно изданию, выступили Ирландия, Франция и Финляндия.
Брюссель