Полицейские и военные провели спецоперацию по обезвреживанию боевиков. Фото Reuters
Вчера в столице Индонезии Джакарте прогремело шесть взрывов, в результате которых погибли минимум 10 человек, включая четверых боевиков. Террористические атаки уже успели сравнить с парижской трагедией, однако власти страны призвали не делать поспешных выводов и обещали выяснить, кто стоит за нападениями. Между тем, по информации СМИ, в полиции предполагают, что организатор терактов – запрещенное в России «Исламское государство» (ИГ).
В конце прошлого года спецслужбы Индонезии, которая является крупнейшей мусульманской страной по населению, активно задерживали граждан, подозреваемых в связях с ИГ. В ответ на это ближневосточные исламисты обещали «устроить концерт» в стране, а генеральный прокурор Австралии предупредил о планах террористов создать «удаленный халифат» на индонезийских островах. Один из лидеров местных боевиков Сантосо, которого в Индонезии считают главным сподвижником ИГ, тоже обещал устроить «расправу в Джакарте». Службы безопасности пока безуспешно пытаются выйти на его след в джунглях острова Сулавеси.
Основной удар террористов пришелся на деловой квартал столицы. Первый взрыв прогремел на первом этаже офисного здания, на котором располагается кафе Starbucks. «Окна Starbucks мгновенно вылетели. На дороге лежали тела трех мертвых людей. Затем наступила тишина. Полиция в этот момент взяла на прицел кого-то на крыше здания», – цитирует Reuters своего фотографа. Сведения о погибших весь день поступали противоречивые. Большинство агентств сообщали о 10 погибших и 10 раненых.
Однако арабский телеканал Al Jazeera утверждал, что речь идет как минимум о 17 жертвах, в числе которых оказался один сотрудник ООН. По другим данным, представитель международной организации выжил, но был тяжело ранен. В посольстве России заверили, что россиян среди пострадавших нет. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге в четверг в Москве также подтвердила, что информация о пострадавших россиянах отсутствует. По разной информации, среди погибших есть один голландец и один канадец. Кроме того, жертвой террористов стал полицейский. Позднее Reuters сообщило о 20 погибших. Однако официальная информация о точном количестве жертв до подписания номера газеты в печать так и не появилась.
Официальный представитель полиции Антон Чарлиян подтвердил, что ИГ угрожало стране терактами. А замглавы национальной полиции Буди Гунаван допустил, что за взрывами стоят боевики ИГ. В органах правопорядка подозревают, что организатором нападений был исламист Бахрун Наим, который, возможно, сейчас находится в Сирии. Впрочем, по мнению главы Индонезийского разведывательного агентства генерал-лейтенанта Сутийосо, «нет оснований полагать, что теракты связаны с ИГ».
Президент страны Джоко Видодо во время трагических событий находился за пределами столицы. Ему пришлось вернуться в Джакарту и выступить с обращением к нации по телевидению. «Мы не должны испугаться, нас не победить подобными актами террора. Надеюсь, население сохранит спокойствие», – сказал лидер.
Между тем заявление ИГ не заставило себя долго ждать. Reuters со ссылкой на аффилированное с боевиками информационное агентство Aamaaq сообщило, что ИГ взяло на себя ответственность за теракты. «Вооруженную атаку организовало ИГ. Целью нападения были иностранные граждане и представители служб безопасности», – говорится в сообщении.
Директор Центра АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский в беседе с «НГ» рассказал, что весь прошлый год в индонезийских СМИ и в различных аналитических публикациях всплывала тема участия граждан стран Юго-Восточной Азии в деятельности ИГ. «Давались разные оценки. Сообщалось, что в рядах ИГ числится около тысячи индонезийцев. Главным образом это обсуждалось в связи с тем, что ситуация на Ближнем Востоке может измениться, после чего эти люди потянутся назад, в страны своего происхождения, и там от них можно ждать экстремистских проявлений», – пояснил эксперт.
По его словам, исламистский радикализм и терроризм – явления для Индонезии абсолютно не новые. «Достаточно вспомнить теракты на Бали в начале 2000-х и попытку обстрела австралийского посольства. Тогда это связывалось с сетью «Джемаа Исламия», которую некоторые считали филиалом «Аль-Каиды» в Индонезии. Другими словами, питательная среда для такого рода деятельности в стране существует далеко не первый год. Тем не менее последний период не был отмечен шумными проявлениями подобного рода. Сейчас, конечно, на фоне того, что происходит в самых разных местах – от Парижа и Кельна до Сирии и Турции – это все выглядит достаточно серьезно. И исключать новых подобных эксцессов не стоит. Однако я бы пока поостерегся говорить, что они могут вылиться в серьезную дестабилизацию обстановки в Индонезии», – заключил Сумский.
Изначально говорилось, что в терактах в Джакарте участвовали 14 боевиков. Позднее службы правопорядка сообщили, что речь идет о семерых исламистах. Как сообщает британская Guardian, двое преступников были задержаны, а пятерых полиции удалось уничтожить.
Атаки боевиков привели к падению основного индекса индонезийской фондовой биржи Jakarta Composite Index на 1,5%. Курс индонезийской рупии тоже отреагировал на взрывы, просев почти на 1% по отношению к доллару.