Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган готов оставить пост, если связи Анкары с ИГ подтвердятся. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
Конфронтация России и Турции переместилась из военной в декларативную плоскость, и обе страны продолжают словесную пикировку и взаимные обвинения. Анкара, по-прежнему находящаяся в энергетической зависимости от Москвы, пытается диверсифицировать поставки газа. Она решила восстановить разорванные пять лет назад отношения с Тель-Авивом, что грозит ссорой с Тегераном.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая вчера в Бурсе, опроверг слова Владимира Путина и объявил, что лично рассказывал президенту РФ о сирийских туркоманах. Ранее в ходе большой пресс-конференции Путин сказал, что «ничего слыхом не слыхивал» о родственном туркам этносе, занимающем третье место по численности в Сирии. Эрдоган также отверг все обвинения в покупке нефти у «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»), пообещав уйти в отставку, если информация подтвердится. Президент добавил, что страны, где Турция закупает нефть, известны: «На первом месте Россия, на втором – Иран, на третьем – Азербайджан, на четвертом – Северный Ирак».
Анкара не раз уличала Москву в нанесении авиаударов по позициям туркоманов в Сирии, а вчера глава МИД Турции Мевлет Чавушоглу обвинил Россию в убийстве более 600 мирных сирийских жителей, в том числе 150 детей.
Премьер-министр Ахмет Давутоглу использовал еще более жесткие выражения в отношении Москвы. Выступая в парламенте, он заявил, что Сирия не должна стать одной из «имперских целей России». «Мы забываем о зверствах советской эпохи», – объявил политик, попутно раскритиковав прокурдскую Партию демократии народов (ПДН), члены которой намереваются посетить Москву и встретиться с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
Турецкие прогосударственные СМИ заняли жесткий антироссийский курс, тиражируя подобные заголовки и мнения: Эрдоган, «храброе сердце земного шара», стал единственным человеком, который осмелился сбить российский самолет со времен Второй мировой войны; «Россия является большей угрозой для мира, чем США»; «Россия – слабое государство с крайне уязвимой экономикой, принципиально зависящее от нефти. Снижение цен на нефть уничтожит государство в ближайшее время. Война с Турцией обернется ее неминуемой смертью»; «Русский солдат отчаянно пьет, и он будет готов обменять свой танк или даже ядерное оружие на бутылку водки»; «Изоляция скоро свергнет Путина – диктатора, который убивает противников и несогласных журналистов».
Издание Hurriyet подчеркивает, что такие заявления отличают не все турецкие СМИ, но свидетельствуют об «интенсивном случае «синдрома Дон Кихота» проэрдогановских СМИ» (сравните с методами российской пропаганды, о которых «НГ» писала 02.12.15.)
Однако и Россия не остается в стороне. Несмотря на заявление Путина о том, что РФ готова сотрудничать с Турцией «по самым чувствительным для нее вопросам», Москва продолжает углублять разрыв с Анкарой. Вчера Минпромторг предложил запретить ввоз в Россию 70–80% товаров легкой промышленности Турции, создав «благоприятные условия для отечественных производителей», заявил замминистра Виктор Евтухов. В середине декабря появилась информация, что Россия готовится расширить антитурецкие санкции, которые затронут гостиничный бизнес, деревообработку, строительные услуги и другие сферы.
Потеряв одного из главных торговых партнеров, Турция занялась поиском новых союзников в регионе. В частности, через пять лет после разрыва Израиль и Турция решили восстановить дипотношения, пишет Wall Street Journal. Тайные переговоры прошли на прошлой неделе в Швейцарии. Израиль может стать для Турции важным поставщиком природного газа, что позволит снизить энергетическую зависимость от России.
В 2010 году 10 человек были убиты израильскими коммандос при попытке Турции прорвать экономическую блокаду Израилем сектора Газа, направив к его берегам «флотилию свободы». «Турция раздула из этого огромный скандал и разорвала дипотношения, но нужно отметить, что в 2011 году объем торговых связей между странами вырос на 30%, а это свидетельствует о том, что и для Турции, и для Израиля крайне важно: политика – отдельно, бизнес – отдельно», – заявила в разговоре с «НГ» замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова.
Пресс-секретарь Госдепа США Джон Кирби приветствовал возможное соглашение между «нашими ключевыми союзниками в регионе» – Турцией и Израилем. «В свое время Турция пыталась усилить свои позиции и повысить рейтинг в исламском и арабском мире, перенять эстафету у Ирана, а потому активно выражала антиизраильские настроения, организовав провокацию по отправке «флотилии свободы», – отметила Глазова. – Сейчас ситуация кардинально изменилась, и Турция, окончательно запутавшись в геополитических амбициях, испортив отношения с Израилем, Египтом, Сирией, а теперь и Россией, ищет возможность нормализовать связи с теми странами, с которыми не было реального повода для ссор. Израиль – наилучший претендент».
Переговоры с Тель-Авивом ставят под угрозу союз с Тегераном. Официальный представитель МИД Ирана Хосейн Ансари Джабер уже предостерег Турцию от нормализации отношений с Израилем.
Оказавшись в состоянии конфронтации с Россией, Турция серьезно озаботилась вопросами военной безопасности. На днях Анкара свернула двухлетнюю программу по строительству системы противоракетной и воздушной обороны страны, контракт на которую пытались заполучить КНР, США и Евросоюз. Но это вовсе не означает, что Анкара отказывается от ракетных технологий, напротив: вместо одной программы Турция может запустить сразу три проекта, выполнять которые поручат местным предприятиям.