Глава МИД Франции Лоран Фабиус принял на себя руководство климатической конференцией. Фото Reuters
Сегодня в пригороде Парижа Ле Бурже должна завершиться Конференция ООН по климату, на которой ожидается подписание соглашения, не уступающего по значимости Киотскому протоколу. Насколько амбициозные цели поставят сообща 195 государств, зависит от того, удастся ли преодолеть в последнюю минуту противоречия между развитыми и развивающимися странами.
Председатель 21-й конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус вынес на обсуждение участников доработанный проект финального соглашения. 29-страничный документ, цель которого ограничить глобальное потепление, был представлен в среду. Предыдущий проект на 43 страницы содержал в четыре раза больше пунктов, помеченных как несогласованные. «Это гораздо лучше, но еще слишком много», – констатировал Фабиус, установив дедлайн для заключения соглашения – 18.00, 11 декабря.
Как следует из проекта, каждые пять лет планируется согласовывать квоты по выбросам. В нем содержится обещание индустриально развитых государств ежегодно, начиная с 2020 года, выделять 100 млрд долл. на поддержку слаборазвитых в борьбе с последствиями изменения климата. При этом ряд вопросов по-прежнему остается открытым. Так, неясно, удастся ли участникам конференции договориться о том, чтобы ограничить глобальное потепление планкой в 2 или 1,5 градуса, как это предлагают Германия и ряд ее партнеров по Евросоюзу.
По мнению наблюдателей, презентация доработанного проекта соглашения – решающее событие, которое позволит выявить реальную глубину противоречий между разными группами игроков. Основной проблемой остается требование к развитым государствам значительно увеличить финансовую помощь. Этой позиции придерживаются развивающиеся страны, которые сомневаются, что США, Канада и Австралия выполнят свои обещания по привлечению 100 млрд долл. на климатическую помощь.
И это несмотря на то что госсекретарь США Джон Керри пообещал к 2020 году предоставить помощь в размере 861 млн долл. страдающим от изменения климата странам. «Мы не оставим наиболее уязвимые государства справляться с этим в одиночку», – заверил он.
Керри подчеркнул, что настало время решительных действий в борьбе с изменением климата, отметив, что погодные катаклизмы, в том числе рост средней температуры, наводнения, смог, становятся нормой. «Не нужно быть ученым, чтобы заметить, что наша планета меняется, и эти изменения носят реальный характер», – сказал он, добавив, что достижение климатического соглашения может оказаться лучшей возможностью «скорректировать курс развития нашей планеты».
Важным событием последних дней стал консенсус, к которому пришли ЕС и 79 беднейших африканских и малых островных карибских и тихоокеанских государств, выработав общую позицию по ряду ключевых вопросов. «Переговоры касаются не «их» и «нас», – сказал комиссар ЕС по изменению климата и энергетике Мигель Ариас Каньете. – Эти переговоры касаются всех нас, развитых и развивающихся стран, которые обязаны найти общую почву и совместное решение».
По состоянию на четверг чуть больше 100 из 195 стран склонялись к консенсусу. Французские эксперты считают, что главным препятствием для заключения соглашения остается компенсация странам за ущерб от неблагоприятных климатических изменений. При этом не везде в тексте четко прописано, что все участники действуют по единым правилам. Видимо, это сделано в угоду странам, принадлежащим к лагерю развивающихся, но не являющихся бедными, которые не желают отказываться от разделения мира на развитый и развивающийся, обозначенный в Рамочной конвенции ООН по изменению климата 1992 года. Ведь это накладывает на них новые обязательства.
Суть этого разделения заключается в том, что только богатые страны, в силу своей исторической роли в процессе индустриализации, берут на себя юридические обязательства, как это и было зафиксировано в Киотском протоколе. Однако в 2011 году в Дурбане, в основном под нажимом развитых стран, было решено связать обязательствами, пусть и дифференцированными, всех участников соглашения, что и породило четырехлетние споры.
В результате в ходе конференции образовалась новая группа, которая объединяет Индию, Китай, Венесуэлу, Малайзию и др. (LMDC). Они наиболее рьяно защищают прежние принципы разделения мира. Саудовскую Аравию, также входящую в эту группу, обвиняют в попытках защитить свой статус крупнейшего производителя нефти на фоне сопротивления королевства общей линии по ряду аспектов.
Россия к этой группе не относится, однако европейские переговорщики поглядывают в сторону Москвы с опаской, считая ее решение непредсказуемым. Ранее президент РФ Владимир Путин, выступая на открытии конференции 30 ноября, заявил, что Россия рассчитывает к 2030 году уменьшить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 года.
По последним оценкам, если сложить все уже заявленные странами обязательства по сокращению выбросов, то средняя температура на планете к 2100 году вырастет на 2,7 градуса Цельсия. Вероятно, поэтому делегация ЕС утверждает, что заключение соглашения сегодня к 18.00 явится плохим знаком. Его можно будет недвусмысленно трактовать как достижение минималистских договоренностей, неадекватных современным вызовам.
Париж