Марин Ле Пен вышла на передний план французской политики. Фото Reuters
В первом туре региональных выборов во Франции, состоявшемся в воскресенье, за ультраправый «Национальный фронт» (НФ) проголосовало около 30% избирателей. Кандидаты партии Марин Ле Пен обошли консерваторов и социалистов и набрали наибольшее число голосов в 6 из 13 регионов. Лидер «Республиканцев» Николя Саркози заявил, что не согласен ни объединяться с социалистами, ни отказываться от борьбы во втором туре, который пройдет 13 декабря.
Нынешнее достижение НФ на 5% превышает результат выборов в местные органы власти в марте и на 10% – президентских в 2012-м. Следом за НФ идет партия «Республиканцы» во главе с экс-президентом Николя Саркози с 27% голосов. Замыкает тройку Социалистическая партия действующего главы государства Франсуа Олланда с 23%. И это несмотря на то, что рейтинг Олланда заметно вырос после недавних парижских терактов.
Лучший результат среди кандидатов показала сама Марин Ле Пен, получившая более 40% голосов в северном регионе Нор–Па-де-Кале – Пикардия. Не меньших успехов добилась и ее племянница Марион Марешаль Ле Пен, которая баллотировалась в южном регионе Прованс – Альпы – Лазурный берег. Не удивительно, что Марин назвала это историческим событием. Ведь НФ никогда не руководил ни одним регионом. За него, по словам Марин, голосовали патриоты, сделавшие «ясный выбор в пользу альтернативы задыхающейся системы». Она считает, что НФ – единственная партия, которая может защитить французов.
«Залогом успеха националистов принято считать разочарование электората в традиционных партиях, которым так и не удалось одолеть безработицу и кризис в экономике, – сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории РАН Петр Черкасов. – К этим проблемам добавились еще две, на которых крайне правые традиционно зарабатывают голоса – миграция и безопасность». По словам эксперта, Марин Ле Пен удалось дедемонизировать свою партию. «Она хочет представить НФ в качестве системной партии. И ей это удается», – отметил Черкасов.
Директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен квалифицирует результаты выборов как бунт против политических, экономических и медийных элит и в целом против Европейского проекта, в котором французы давно перестали узнавать себя. «Это окончательное оформление во Франции трехполюсной системы, в которой есть левые, правоцентристы и ультраправые, – сказал он «НГ». – Причем правоцентристы и ультраправые при наличии в их названиях слова «правый» имеют между собой мало общего».
Выборы в региональные органы власти проходят в два тура. Вопрос о том, кто получит большинство в региональных парламентах, решится 13 декабря. Во втором туре примут участие партии, преодолевшие 10-процентный барьер в первом.
Уже вчера вечером партии должны были подготовить списки участников второго тура. Социалистическая партия решила отозвать своих кандидатов в регионах Нор–Па-де-Кале – Пикардия и Прованс – Альпы – Лазурный берег. По словам ее первого секретаря Жан-Кристофа Камбаделиса, это делается для того, чтобы, способствуя таким образом успеху консерваторов, помешать НФ одержать победу.
В свою очередь, Саркози заявил, что не согласен ни объединяться с социалистами, ни отказываться от борьбы во втором туре. «Саркози опасается, что объединение с социалистами не будет понято собственным электоратом и тем более избирателями, которые отошли к НФ и которых он надеется вновь завоевать», – пояснил Дюбьен.
Нынешняя кампания считается репетицией перед парламентскими и президентскими выборами 2017 года. «Скорее всего Ле Пен выйдет во второй тур президентских выборов. Вопрос в том, с кем она будет бороться, – сказал Дюбьен. – Единственный шанс для Олланда сохранить Елисейский дворец – это играть на страхе повторения сценария 2002 года, то есть отсутствии левого кандидата во втором туре. Левый электорат действительно этого боится, и Олланд может обойти кандидата от консерваторов, которого, кстати, пока нет. У Саркози же могут возникнуть проблемы с объединением раздробленного правоцентристского электората».
Со следующего понедельника французские политики нацеливаются на президентские выборы. Но прогнозы советуют делать только после февраля 2017-го.