Фото Reuters
Дипломатические усилия вокруг кипрского урегулирования заметно активизировались. За последние недели Кипр посетили министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд, глава МИД РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и президент Франции Франсуа Олланд. 21 декабря ожидается визит министра иностранных дел Китая Ван И. По мнению наблюдателей, если бы не позиция Турции, то на переговорах между Республикой Кипр и непризнанной Турецкой республикой Северного Кипра (ТРСК) удалось бы достичь больших успехов.
Замороженный более 40 лет назад конфликт может стать частью истории. По словам высокопоставленного источника «НГ» в МИД Республики Кипр, греческая и турецкая общины «как никогда близки к разрешению кипрского спора». Обе стороны готовы идти на уступки, чтобы стереть границы.
Несмотря на разногласия, греки-киприоты и турки-киприоты ведут активный диалог. Визиты политиков ведущих стран, по мнению самих киприотов, говорят о большом интересе международного сообщества к проблеме. Джон Керри после встреч с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом и главой турецкой общины Мустафой Акынджи заявил, что «дело сдвинулось с мертвой точки». По мнению госсекретаря США, урегулирование на Кипре может стать «маяком надежды» для всего «беспокойного региона» (Кипр находится примерно в 170 км от Сирии. – «НГ»).
Может показаться, что заявления о прорыве в кипрской проблеме не имеют под собой серьезных оснований. Вопросы управления, собственности, безопасности и экономики в случае создания единого государства продолжают наталкиваться на противоречия. Однако, по словам источника, прогресс действительно есть. «В апреле этого года на выборах президента ТРСК неожиданно победил господин Акынджи. В отличие от предшественников, он всегда говорил как киприот, а не как представитель Турции. Еще в 1980-х Акынджи, будучи мэром оккупированной части Никосии, нашел способ сотрудничества с греческим мэром», – рассказал дипломат, подчеркнув, что после смены власти в ТРСК «переговоры стали проходить в позитивном ключе».
Однако, по мнению кипрских политиков, существует одна проблема, мешающая объединению. Турция вмешивается в переговорный процесс двух общин. Греки-киприоты считают: крайне важно, насколько турецкая община будет свободна в своих решениях от Анкары за столом переговоров. Урегулирование кипрского вопроса – не в интересах Турции, поскольку «оккупация севера острова позволяет ей контролировать эту часть Средиземноморья».
Прежде всего стороны конфликта не могут договориться об управлении единым государством. Турки-киприоты настаивают: пост президента должны поочередно занимать представители обеих общин. При этом на одних выборах президента будут выбирать греки, на других – турки. А греки-киприоты, которых на острове около 80%, выступают за всеобщие выборы.
Кроме того, предполагается создание двухзональной федерации. Официальная Никосия считает, что в едином государстве не должны существовать ограничения на проживание в той или иной части острова. Эта проблема упирается в острый вопрос собственности. Турецкая сторона не собирается возвращать захваченную после 1974 года недвижимость владельцам, а греческая не желает идти на уступки. Однако источник в МИДе подчеркнул: «Нельзя сказать, что мы зашли в тупик, мы просто пока не решили эту проблему. Это очень важный аспект, поскольку он влияет на жизнь 300 тыс. человек».
Встает вопрос и о судьбе тех людей, которых Турция за эти десятилетия успела переселить на остров. По оценке кипрских властей, число переселенцев достигает 200 тыс. человек. «Мы считаем, что эти люди должны вернуться в Турцию, кроме тех, кто женился на киприотках, либо тех, кто имеет веские основания, чтобы остаться», – пояснил источник. Естественно, греческая община требует вывода с острова турецких войск. В Никосии полагают, что турецкой общине не нужна помощь Анкары, поскольку Кипр – член ЕС и «не нуждается в гарантиях и иностранных войсках, незаконно пребывающих» на его территории.
Кипрское руководство высоко оценивает роль России в разрешении конфликта. «Россия – член Совбеза ООН, а наши страны связывают прекрасные многолетние отношения. Россия поддерживает нашу позицию в том, что процесс урегулирования должен решаться киприотами без вмешательства извне», – заявил дипломат.
Если общины могут договориться по многим вопросам без посредников, то повлиять на Турцию способны ведущие мировые державы. Именно поэтому посещение острова представителями пяти постоянных членов СБ ООН воспринимается на Кипре как сигнал надежды: прорыв в переговорах, о котором в последнее время так много говорят, действительно наступит.
Никосия