Фото Reuters
6 декабря в Венесуэле состоялись парламентские выборы, на которых «Большой патриотический полюс» в составе Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV) и ее союзников потерпел сокрушительное поражение. По предварительным данным, оппозиционное «Единство», объединяющее более 30 центристских и правоцентристских партий, входящих в «Круглый стол демократического единства» (MUD), займет как минимум 99 мест, а сторонники боливарианского социализма – только 46 из 167 мест в однопалатной Национальной ассамблее (пока не распределены 22 места, в том числе 17 в мажоритарных округах и 2 по партийным спискам, 3 места зарезервированы за представителями индейских общин). После окончательного подведения итогов MUD надеется на квалифицированное большинство.
Традиционно в президентских республиках парламентские выборы играют второстепенную роль, однако в условиях крайне поляризованного венесуэльского общества от их итогов будут зависеть будущее боливарианского «социализма XXI века», выбор экономической модели, внешняя политика, в том числе отношения с Россией.
Избирательная кампания проходила на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации. В условиях экономического кризиса и резкого падения цен на нефть – практически единственный источник валютных поступлений – инфляция в 2015 году составит 208,6%, а падение ВВП достигнет 9,2%. Хотя правительство индексировало минимальную зарплату и повысило ставки бюджетникам, реальные доходы населения сократились на 33%. Жесткое регулирование и установка нескольких курсов обмена иностранной валюты и фиксированных цен на базовые товары и услуги привели к их тотальному дефициту, нормированию ряда продуктов, коррупции и процветанию черного рынка. Не удалось справиться и с разгулом насилия: по числу убийств страна по-прежнему лидирует в Латинской Америке.
Во время одного из предвыборных митингов был убит региональный секретарь партии «Демократическое действие» Луис Мануэль Диас. Оппозиция считает виновными в этом проправительственные военизированные формирования, а власти объясняют криминальными разборками. Оппозиция жаловалась на активное использование кандидатами от правящей коалиции административного ресурса, непропорциональное освещение кампании на радио и ТВ, привлечение государственных ресурсов для финансирования проправительственных кандидатов, произвольную нарезку избирательных округов в интересах партии власти, регистрацию партий-спойлеров с аналогичным названием для дезориентации избирателей, политизированность Национального избирательного совета, организацию новых избирательных участков в социальных центрах, носящих имя харизматичного Уго Чавеса, давление на госслужащих с целью привлечения дополнительных избирателей и т.д. Нельзя не учитывать, что многие популярные оппозиционные политики, включая организатора протестных акций Леопольдо Лопеса, приговорены к длительным срокам тюремного заключения или лишены избирательных прав. Дополнительные трудности у оппозиции вызвала необходимость соблюдения квот для женщин и молодежи. Противники власти считали формой давления на избирателей и приуроченные к выборам социальные акции – вручение сертификатов на миллион жилищ для малоимущих слоев, предоставление более 30 тыс. студенческих стипендий и распределение в университетах около 1 млн планшетов.
Хотя избирательная кампания носила чрезвычайно острый характер, а политическая риторика сторон была крайне агрессивной, выборы проходили в довольно спокойной обстановке. Для организации избирательного процесса и обеспечения безопасности граждан были привлечены более 170 тыс. военнослужащих, в городах была отменена плата за пользование общественным транспортом, а телевидение призывало население превратить день выборов во всенародный праздник. Активность избирателей была столь высокой, что Центральный избирательный совет продлил время голосования. Как показали выборы, в Венесуэле отлажена безупречная электронная система, гарантирующая прозрачные итоги голосования и исключающая манипуляции. Важную роль в обеспечении народного волеизъявления сыграли приглашенная правительством группа экспертов из Союза южноамериканских наций (UNASUR). По просьбе MUD, считавшего миссию UNASUR недостаточно объективной, и после отказа руководства страны привлечь в качестве независимых наблюдателей представителей Организации американских государств и Евросоюза в Венесуэлу прибыли экс-президенты Колумбии, Боливии, Уругвая, Коста-Рики. В поддержку оппозиции выступили председатель правительства Испании Мариано Рахой, премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, генсек Совета Европы Турбьерн Янгланд, подписавшие открытое письмо с критикой политики правительства, прежде всего нарушений прав человека.
Как заявил, празднуя победу, генсек MUD Хесус Торреальба, «страна просила перемен, и перемены начинаются сегодня». На самом деле победа оппозиции на парламентских выборах – это только первый шаг на пути оздоровления экономики и потенциального реформирования экономической модели. В соответствии с Конституцией главе государства предоставляются огромные полномочия, он сможет опираться на контролируемую им судебную власть, а также использовать право вето, отправляя законопроекты на доработку. Поскольку Национальная ассамблея в новом составе приступит к своим обязанностям только 5 января 2016 года, в оставшийся период Николас Мадуро может получить чрезвычайные полномочия и активно использовать президентские декреты.
В дальнейшем противостояние законодательной и исполнительной власти усилит политическую нестабильность, нельзя исключить и попытки проведения предусмотренного Конституцией референдума по досрочному прекращению полномочий президента в середине его мандата. Будет непросто сохранить единство разнородного парламентского большинства, включающего широкой спектр политических партий, объединившихся только на основе противостояния нынешней власти. Нельзя не учитывать, что значительную часть голосов MUD обеспечило протестное голосование, скорее свидетельствующее о непопулярности президента, чем о приверженности альтернативной модели развития. Достаточно сплоченные сторонники PSUV постараются сохранить социальные завоевания и взять реванш.
Окончательно ситуация прояснится только после внеочередных или очередных президентских выборов – соответственно в 2016 или в 2019 году. А в настоящее время еще более остро стоит проблема поиска общенационального консенсуса.