Фото Reuters
Волна беженцев по-прежнему захлестывает Германию. Только за ноябрь в страну въехали около 180 тыс. человек. По самым осторожным прогнозам, в Германию до конца текущего года прибудут не менее миллиона беженцев. Общественность Германии реагирует на это по-разному. Однако немецкий бизнес сегодня именно поэтому сдержанно оценивает перспективы 2016 года. Так считают эксперты влиятельного в Германии Института немецкой экономики в Кельне (IW). В связи с притоком беженцев экономисты IW прогнозируют пока незначительный рост уровня безработицы при среднегодовом увеличении числа занятых. Эксперты настоятельно рекомендуют политикам не делать новых долгов ради беженцев и инвестиций, а вместо этого выделить необходимые суммы за счет доходов от налогов и сокращения расходных статей в бюджете.
Однако население Германии реагирует на продолжающийся приток беженцев более резко. Последний ноябрьский опрос, проведенный институтом изучения общественного мнения YouGov, свидетельствует, что 40% жителей ФРГ, обладающих иммигрантским происхождением, считают, что страна должна принимать меньше беженцев. При этом среди коренных жителей Германии так думают еще больше – 45% (коренными принято считать жителей страны как минимум в четвертом поколении).
24% немецких мигрантов также считают, что в Германию вообще больше не следует пускать беженцев. Лишь 8% выступают за то, чтобы в страну въезжало больше беженцев. Среди коренных жителей утвердительно на эти вопросы ответили 25 и 6%.
Редакция немецкого агентства Deutsche Welle (DW), опубликовавшего эти данные, констатирует: «Конечно, все иммигранты знают, что ресурсы ограничены. И они склонны, как и коренные немцы, задаваться вопросом: а не будет ли это (такое количество беженцев. – «НГ») уже чересчур? Должны ли мы делиться?» – рассказывает директор берлинского Института эмпирических исследований проблем миграции и интеграции Вольфганг Кашуба.
Чем быстрее растет число беженцев, тем быстрее падает рейтинг канцлера Ангелы Меркель и ее партии – Христианско-демократического союза (ХДС). По данным социологического института Infratest dimap, рейтинг ХДС и ее политической «сестры» – баварской ХСС – снизился до 38%. Социологический институт Forsa насчитал всего 36%. Политику Ангелы Меркель, по данным Forsa, поддерживают всего 46% опрошенных, по данным Infratest dimap – всего 45. А ведь еще в мае за Меркель готовы были проголосовать 53%, за ХДС/ХСС – 40%.
Складывающиеся в обществе настроения используют оппозиционные силы. На проходившем в эти дни в Ганновере съезде партии «Альтернатива для Германии» председатель этой партии Фрауке Петри впервые за 10-летний срок правления нынешнего немецкого канцлера Ангелы Меркель выдвинула требование ее отставки. Она упрекнула главу федерального правительства в провале ее политики в отношении беженцев. С точки зрения Петри, неконтролируемая миграция не только нарушает экономическую стабильность в стране, но и приносит в Европу религиозные конфликты и имеет прямую связь с ростом террористической угрозы. Партия считает, что безопасность государства и населения стоит выше, чем право на убежище, записанное в немецкой Конституции. Напомним, что Конституция ФРГ гарантирует всем, кто подвергается на родине политическим преследованиям, индивидуальное право на убежище.
Сегодня эта партия, считающаяся чуть ли не праворадикальной, активно набирает у избирателей очки за счет антииммигрантской риторики в преддверии предстоящих в марте будущего года земельных выборов в трех немецких землях. В настоящее время эта партия, еще полгода назад переживавшая острый кризис, превращается в третью политическую силу в стране после правящих ХДС/ХСС и СДПГ и имеет неплохие шансы пройти не только в земельные парламенты в наступающем году, но и в бундестаг в 2017 году. По оценке руководства партии, ее потенциал сегодня равен примерно 20%. А это уже серьезный вызов правительственной коалиции.
Пока, судя по опросам общественного мнения, на федеральных выборах 2017 года первые роли будут играть нынешние правящие партии. Но вопрос о том, кто будет германским канцлером, судя по всему, остается открытым. Многое будет зависеть от дальнейших шагов канцлера в этом вопросе. С тем, что неконтролируемая миграция представляет собой вызов Германии, согласны практически все ответственные политические деятели ФРГ. И столь же единодушны они в понимании необходимости сократить приток беженцев. Но вот о способах достижения такой цели ведутся острые споры. И тут водораздел проходит не столько между правящими и оппозиционными партиями, сколько внутри самой правительственной коалиции. Сама Ангела Меркель, как отмечает DW, по-прежнему считает, что принятием мер на национальном уровне проблему беженцев не решить, поскольку, заявила она, «это не национальный и даже не европейский вызов, а глобальный, международный». Вывод, к которому пришла Меркель, сводится к необходимости долгосрочной переориентации с внутренней на внешнюю политику, на политику развития стран третьего мира. «Мы на протяжении многих лет об этом читали, слышали по радио и смотрели по телевидению, но не понимали в достаточной мере, что происходящее в Алеппо или Мосуле имеет значение для Эссена или Штутгарта», – указала Меркель. Однако ни времени, ни денег для этого у Меркель уже нет. Она подвергается сильному давлению как со стороны партнера по коалиции ХСС, так и со стороны политических деятелей собственного Христианско-демократического союза. Ряд немецких изданий уже спекулирует в этой связи относительно ее преемника на посту федерального канцлера и главы ХДС. Одним из ярких оппонентов Меркель считается нынешний глава МВД христианский демократ Томас де Мезьер. Именно он, по мнению некоторых экспертов, мог бы возглавить правительство после отставки Меркель.
Но в данном вопросе можно, наверное, согласиться с мнением известного немецкого политолога профессора Хайнриха Оберройтера, которое приводит DW. «В настоящий момент я не вижу никого, кто решился бы бросить вызов Ангеле Меркель. Да и общественность не видит такого кандидата. Так что у нее безопасное положение. С другой стороны, исторический опыт учит: когда требуется альтернатива, она всегда найдется, даже если выглядит неубедительной».