Иммигрантский район Брюсселя Моленбек теперь считается гнездом экстремизма. Фото Reuters
После терактов в Париже Европа ищет эффективные способы обеспечения безопасности и на этом пути готова жертвовать гражданскими свободами. Об этом свидетельствует ряд законопроектов, готовящихся или уже принятых в ЕС. Наряду с этим о жестком антимиграционном развороте в связи с джихадистской угрозой в среду заявили в Париже. Франция и Германия в вопросе приема беженцев теперь явно по разные стороны баррикад, что значительно осложнит реформу европейской правовой базы предоставления убежища.
Внимание правозащитников привлекла резолюция, внесенная в ноябре в Европейский парламент, которая касается борьбы с терроризмом в Интернете. Документ подразумевает довольно жесткие меры, включая уголовное преследование технологических компаний за отказ помогать правоохранительным органам в удалении запрещенного контента, направленного на пропаганду экстремизма. При этом несколько европейских стран разрабатывают или уже приняли законодательную базу для электронной слежки за гражданами.
Европа оказалась на том же распутье, что и США после терактов 11 сентября 2001 года, уверен Грег Ноджейм из Центра за развитие демократии и технологии (Вашингтон). «Патриотическим актом» власти Штатов расчистили себе путь для массового шпионажа в отношении граждан. «Европейские страны, готовящие изменения в законы о слежке, должны извлечь уроки из «Патриотического акта» США, – предупредил эксперт. – Европейцы впоследствии могут с удивлением обнаружить, как свободно трактуются властями эти законы». Ужесточение слежки имело место и после терактов в Мадриде (2004 год) и Лондоне (2005 год).
Сейчас выдвинуты следующие инициативы. Великобритания подготовила законопроект, который обяжет компании хранить в течение года данные об интернет-поиске, звонках и электронных письмах клиентов и ограничит их возможности по шифрованию данных. Парламент Франции на прошлой неделе расширил в рамках продленного до трех месяцев чрезвычайного положения возможности оперативно-разыскных действий в электронном поле. Например, разрешил перехватывать телефонные разговоры и электронную переписку без судебной санкции, а также дал право удалять запрещенный контент. Наблюдатели предполагают, что такая ситуация сохранится и после отмены чрезвычайного положения.
В Бельгии правительство озвучило целый ряд мер, включая запрет на использование «анонимных» сим-карт и обязательную регистрацию пассажиров высокоскоростных поездов. В ФРГ соцопрос показал, что все большее число граждан согласно жертвовать гражданскими свободами ради безопасности. «Если мы встанем на этот путь, то попадем в ловушку тех самых террористов, которые хотят ограничить наши свободы, – считает немецкий европарламентарий Ян-Филипп Альбрехт. – Власти добиваются все более и более широких полномочий вопреки отсутствию доказательств того, что это поможет предотвращать теракты».
Другая дискуссия, развернувшаяся в Европе, сводится к вопросу о том, несет ли в себе миграционный кризис террористическую угрозу. Известно, что двое смертников прибыли в Париж из Сирии, выдав себя за беженцев. Этот факт позволил популистским и крайне правым силам раскритиковать миграционную политику ЕС. Наиболее непримиримыми высказываниями отличились не западноевропейские националисты наподобие Герта Вилдерса и Марин Ле Пен, а лидеры восточноевропейских стран. Они убеждены, что общая миграционная политика была им грубо навязана, и теперь нашли удобный повод для ответного удара. «Конечно, этого не признают, но факт заключается в том, что все террористы, по сути своей, мигранты, – сказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. – Вопрос только в том, когда они въехали в ЕС». По его мнению, все беженцы представляют угрозу, потому что неизвестно, кто они. «Если вы позволите миллионам неопределенных лиц войти в ваш дом, террористические риски существенно возрастут», – предупредил Орбан.
Почти сразу после терактов в Париже целый ряд восточноевропейских стран, таких как Польша и Словакия, заявил о намерении свернуть участие в принудительном плане распределения просителей убежища. Но более сложной проблемой для Еврокомиссии, председатель которой Жан-Клод Юнкер (наряду с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини) призвал не смешивать миграцию и терроризм, скорее всего станет не уже привычное сопротивление стран Восточной Европы, а полная смена миграционного дискурса правящих во Франции социалистов.
В опубликованном в среду интервью немецкой Suddeutsche Zeitung премьер-министр Манюэль Вальс сказал, что Европа должна немедленно прекратить принимать беженцев с Ближнего Востока из-за джихадистской угрозы. Столь резкого заявления, пожалуй, не ждал никто, но жесткий стиль экс-главы МВД Франции взял верх и бескомпромиссно отмежевал Париж от Берлина.
Брюссель