На фото правозащитница и журналистка из Йемена Таваккуль Карман. Фото пресс-службы форума
На Всемирный форум за демократию в столицу французской провинции Эльзас съехалось около 1,5 тыс. политических деятелей, активистов гражданского общества, представителей международных организаций из 100 стран. Он проводится под девизом «Свобода против контроля: за демократический ответ». А его главная цель – найти баланс между ограничением демократии и сохранением ее базовых ценностей в контексте усиления мер безопасности из-за разгула международного терроризма.
Уже четвертый год подряд в Страсбурге проходит Всемирный форум за демократию – значимое на международной арене мероприятие, принимая во внимание широту охвата обсуждаемых проблем, количество участвующих государственных и общественных деятелей и географию представляемых ими стран. Проведение такого форума в Страсбурге логично. Столица Эльзаса считается одним из главных мировых политических центров. Совету Европы (СЕ), на площадке которого и проходит форум, принадлежит заслуга в утверждении демократических ценностей, прав человека, свободы слова и печати. Недаром его часто называют школой демократии.
Сам же форум напоминает международный консилиум диагностиков. У демократии сегодня множество вызовов, и самый острый – выживание вопреки такой мощной угрозе, как терроризм. В эти дни во Дворце Европы задается много риторических вопросов: адекватно ли современной ситуации укрепление демократии и обучение ей? Как преодолеть страх, вызванный экстремизмом? Удержатся ли демократии в условиях антитеррористических операций? Возможно ли в информационном пространстве отделить исламский экстремизм от правоверного ислама? Удастся ли не допустить раскол мирового сообщества по цивилизационному принципу?
Соответствующие рецепты пытаются дать в ходе дискуссий на пленарных заседаниях, а также на 19 круглых столах, которые здесь называют лабораториями. Практически во всех лабораториях говорят о том, что власти и международные организации должны защищать свободу слова вопреки расширению прав спецслужб в контексте борьбы с терроризмом, объясняют, чему и как старые демократии могут научить демократии нарождающиеся.
По словам шеф-репортера немецкой Bild Ганс-Вильгельма Сауре, «свобода слова – не роскошь в солнечный день, а необходимость, особенно в эпоху терроризма». Он считает, что безопасность не должна довлеть над СМИ, а самая эффективная форма цензуры – самоцензура журналиста.
Тезис о том, что пресса должна иметь возможность работать независимо, не озираясь на правительства и спецслужбы и не опасаясь репрессий, злободневен для представителей многих стран. Об этом свидетельствует и доклад американского исследовательского центра Pew, который представил в Страсбурге руководитель подразделения, занимающегося глобальным общественным мнением, Ричард Уайк. При среднем по 38 странам индексе поддержки свободы слова на уровне 4,07, наилучший показатель (5,73) демонстрируют США, а наихудший – Сенегал (2,06). Россия с рейтингом 3,34 находится в компании таких стран, как Уганда (3,47), Индонезия (3,46), Палестина (3,42), Турция (3,28) и Япония (3,27).
Редкое выступление на форуме не начинается с соболезнований в адрес Франции в связи с чудовищными терактами 13 ноября. Но иранский аятолла Ахмад Иравани напомнил о взрыве в российском самолете в небе над Синайским полуостровом. Картину терроризма дополнил итальянский политолог Франческо Рагацци, говоря о недавних атаках в Бейруте и Анкаре. Он рассказал о страхах, которые охватили не только европейцев, но и мусульман, проживающих в странах Европы. «Они в панике, что их поголовно причисляют теперь к террористам», – сказал Рагацци.
«Ваша борьба с терроризмом – это и наша борьба», – объяснила отношение мусульман к глобальной террористической угрозе лауреат Нобелевской премии мира за 2011 год, правозащитница и журналистка из Йемена Таваккуль Карман. Несмотря на 36-летний возраст, на родине ее величают матерью революции. Условиями восстановления мира в Сирии Карман назвала устранение «тирании режима Башара Асада и уничтожение «Исламского государства» (террористической группировки, запрещенной в России. – «НГ»).
«Из Сирии в Европу бегут люди, уставшие жить под властью двойного терроризма – со стороны режима и «Исламского государства», – заявила правозащитница, инициировав дискуссию об опасности слияния террористической угрозы с миграционным кризисом. Обвинять беженцев с Ближнего Востока означает, что европейцы называют виновниками самих жертв, считают многие участники форума. Тем более что большинство нападавших в Париже, как выяснилось, были гражданами стран Евросоюза.
Генсек СЕ Турбьерн Ягланд тоже призвал европейцев к тому, чтобы они «перестали путать две вещи: кризис с беженцами и террористическую проблему». По его словам, терроризм как явление существовал задолго до того, как разразился миграционной кризис, который напрямую связан с сирийским конфликтом.
В дни форума во Дворце Европы было привлечено внимание по меньшей мере к двум датам. 18 ноября впервые отмечался Европейский день защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации. Россия – одна из 38 стран – членов СЕ, которая ратифицировала соответствующий документ – Конвенцию Лансероте.
Председатель Комитета Лансероте Браги Гудбрандссон рассказал «НГ», что в начале декабря представит первый мониторинговый доклад о сексуальном насилии над детьми в кругу доверия (то есть в семье и т.п.). Ситуация в России в нем не анализируется, так как наша страна, как и Швеция со Словенией, присоединилась к Конвенции после начала этого тура мониторинга. Хотя в России такого рода насилие остается реальной проблемой.
А организация «Репортеры без границ» отпраздновала свое 30-летие выставкой «Есть что сказать?». В зале установлены четыре стула, на трех из которых фигуры в реальную величину, изображающие известных разоблачителей – Джулиана Ассанджа, Брэдли (Челси) Мэннинга и Эдварда Сноудена. Четвертый стул остается пустым. Любой посетитель может на него сесть и тем самым выразить свою позицию.
Страсбург