Перестрелка французского спецназа с боевиками завершилась устранением и задержанием нескольких исламистов. Фото Reuters
Президент Франции Франсуа Олланд на следующей неделе прилетит в Москву на переговоры с президентом Владимиром Путиным. Экс-премьер республики Франсуа Фийон призвал власти отменить санкции против РФ ради достижения общих целей в борьбе с террористами. Вчера в Париже проходила антитеррористическая операция.
В среду на улицах французской столицы снова были слышны взрывы. В пригороде Сен-Дени спецназ пытался задержать предполагаемого организатора терактов 13 ноября в Париже Абдельхамида Абаауда. При штурме квартиры силовики уничтожили одного из боевиков, а террористка-смертница привела в действие пояс шахида. Полиция задержала семь человек, был ли среди них Абаауд, осталось неизвестно. По данным французских СМИ, несколько бойцов спецназа и житель одного из домов, который открыл окно во время перестрелки, получили ранения.
За ходом спецоперации пристально следили в Елисейском дворце. Олланд собрал экстренное совещание с премьер-министром Франции Манюэлем Вальсом и министром внутренних дел Бернаром Казневом. По мнению французского лидера, спецоперация в Сен-Дени – подтверждение его слов о том, что страна находится в состоянии войны с терроризмом. Как передает Reuters со ссылкой на источник, близкий к следствию, уничтоженные и задержанные боевики готовили новый теракт в деловом квартале Парижа Дефанс.
Днем ранее по инициативе французской стороны состоялся телефонный разговор Путина и Олланда. На сайте Кремля сообщается: «В связи с варварским террористическим актом, следствием которого стало крушение российского авиалайнера в Египте, и трагическими событиями во Франции лидеры уделили особое внимание наращиванию двустороннего и многостороннего сотрудничества по противодействию международному терроризму». Президенты договорились наладить координацию действий военных ведомств и спецслужб против террористов в Сирии. Кроме того, 26 ноября Олланд прилетит в российскую столицу, чтобы встретиться с Путиным.
На Западе все чаще слышны голоса о необходимости тесных контактов с Москвой для борьбы с «Исламским государством» (ИГ – запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»). Вчера экс-премьер Франции и член Республиканской партии Франсуа Фийон на своей странице в Facebook обратился к Олланду с призывом снять санкции с России. «Чтобы открыть путь к созданию большой международной коалиции против «Исламского государства», я прошу Франсуа Олланда снять санкции против России», – написал политик.
В более дружелюбной манере высказался о России и президент США Барак Обама. Выступая на саммите АТЭС в Маниле (Филиппины), он назвал Россию «конструктивным партнером в Вене по вопросу о политическом переходе» в Сирии. Американский лидер отметил, что, хотя между Москвой и Вашингтоном сохраняются противоречия, стороны продолжают взаимодействовать по решению сирийской проблемы. По словам Обамы, Россия «сосредоточена на поддержке Башара Асада». Тем не менее президент подчеркнул, что всегда приветствовал борьбу Москвы против террористов, добавив, что после крушения российского авиалайнера над Египтом Кремль «переключит свое внимание на цели ИГ».
«Исторический опыт показывает, что пока к положительным результатам попытки сформировать коалицию не приводили. Характерный пример: после 11 сентября 2001 года была сформирована глобальная антитеррористическая коалиция, а Россия поддержала действия США в Афганистане. Всего через полтора года этот альянс перестал существовать, а зимой 2003-го из-за войны в Ираке она полностью распалась. Взамен Москва получила выход США из Договора по ПРО, американские базы в Центральной Азии и вторую волну расширения НАТО на восток. Думаю, что заявления о формировании широкой коалиции сейчас носят декларативный характер», – отметил в беседе с «НГ» доцент факультета международной политики МГУ им. Ломоносова Алексей Фененко.
По мнению эксперта, Франция вряд ли будет действовать автономно. «С 2010 года французы связаны Ланкастерскими соглашениями с Великобританией, по которым они являются привилегированным военно-политическим партнером Лондона». Фененко считает, что Москва ведет традиционную игру – «откол Франции от остального Запада и противопоставление ее НАТО». «Посмотрим, удастся ли игра на этот раз или Франция после Николя Саркози окончательно стала проатлантической страной», – заключил эксперт.
Между тем в западной прессе продолжаются разговоры о возможной организации глобального антитеррористического фронта против ИГ. Многие зарубежные аналитики полагают, что речь идет не просто о возможности формирования коалиции, а о назревшей необходимости.