Несмотря на разногласия, Владимир Путин и Дэвид Кэмерон нашли точки соприкосновения в борьбе с «Исламским государством». Фото PA Wire/ТАСС
Завершившийся вчера в Анталье саммит G20 стал для президента РФ Владимира Путина политическим бенефисом. Он встретился с европейскими и азиатскими лидерами и впервые с начала российской воздушной операции в Сирии тет-а-тет побеседовал с президентом США Бараком Обамой, «сломав лед», пишут американские СМИ.
Теракты в Париже могут привести к тому, что Запад пересмотрит отношение к политике Москвы в Сирии. И если ранее Россию воспринимали как врага или нарождающуюся угрозу, то теперь Москва «неожиданно предстала в качестве партнера, причем такого, у которого есть план по немедленному уменьшению имеющейся угрозы», пишет Wall Street Journal. Сирийский вопрос, а также события в Украине обсуждались в рамках неформальной встречи Путина и Обамы, которая продолжалась около получаса. Политики согласились с тем, что в Сирии необходим транзит власти, осуществленный самими сирийцами. Этот процесс должен оформиться в переговорах под эгидой ООН, сообщил американский чиновник Reuters.
Тему терроризма поднял и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Предваряя переговоры с Путиным, он сказал, что призовет российского президента сосредоточиться на ударах по боевикам «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ экстремистская группировка. – «НГ»). «У нас есть разногласия с русскими, не в последнюю очередь потому, что они сделали так много для нанесения ударов по не имеющей отношения к ИГ сирийской оппозиции», – сказал Кэмерон. При этом он признал, что есть обстоятельство, объединяющее Москву и Лондон: «И в России, и в Великобритании будет безопаснее, если мы уничтожим ИГ. И это то, на чем мы должны сконцентрироваться». Путин на встрече с Кэмероном сказал: «Трагические события во Франции говорят о том, что мы вынуждены – давно пора было это сделать – объединить усилия в борьбе с этим злом».
Кэмерон выразил соболезнования в связи с крушением российского самолета в Египте, а Путин поблагодарил за информацию, предоставленную Великобританией.
По словам турецких журналистов, европейские политики на саммите говорят о теракте на борту А-321 как об очевидном факте, считая крушение самолета и теракты в Париже звеньями одной цепи, однако власти РФ по-прежнему не назвали причину крушения самолета.
В рамках встречи с премьер-министром Италии Маттео Ренци Путин объявил, что РФ находится на заключительном этапе изучения материалов по авиакатастрофе. Он заметил, что, несмотря на сложности, с которыми странам приходится сталкиваться в сфере политики, экономики и безопасности, отношения Рима и Москвы развиваются успешно. Оба политика согласились, что Москва и Рим должны проявлять единство, в первую очередь в борьбе с терроризмом.
Источник в офисе Кэмерона сказал Reuters, что США и европейские страны накануне саммита работали согласованно, чтобы выработать «ясный и последовательный подход» по отношению к России по Сирии, и заявления европейских политиков были выдержаны в общем ключе. Но совместная операция западной коалиции без участия России пока кажется маловероятной, хотя экс-президент Франции Николя Саркози на встрече с французским лидером Франсуа Олландом в минувшие выходные заметил: «Не может быть двух коалиций в Сирии».
Разлом зреет и в рядах коалиции. ВВС Великобритании должны принять участие в авиаударах по позициям ИГ, но Лондон не станет продлевать миссию в Сирии без поддержки парламента, которой пока заручиться не удалось. Турция требует от Европы больше денег на размещение беженцев, введения бесполетной зоны и создания буферной зоны в приграничье с Сирией. Президент Реджеп Тайип Эрдоган обеспокоен тем, что воздушная операция коалиции помогает формированию независимого курдского государства. Европа же желает, чтобы Турция закрыла границу с Сирией, а Обама недоволен нежеланием Анкары участвовать в наземной операции против ИГ.
Мировых лидеров в Анталье усиленно охраняли турецкие спецслужбы. Фото Reuters |
Тем временем Франция начала мстить ИГ за теракты в Париже. Минувшей ночью 12 самолетов сбросили несколько десятков бомб на фактическую столицу ИГ – город Ракка, уничтожив командный центр, тренировочный лагерь, пункт связи, склад боеприпасов, центр набора добровольцев (а по данным сирийских оппозиционных активистов – футбольное поле, музей и медучреждения, оставив без света около 200 тыс. человек). Французские самолеты вылетели с военных баз в ОАЭ и Иордании. Они нанесли удары без разрешения сирийских властей, а действовали по наводке американской разведки, поделившейся с Парижем целями боевиков.
В минувшее воскресенье МИД Ирака объявил, что местная разведка заранее получила информацию о готовящихся на Западе терактах, в первую очередь под угрозой были Франция и США, и поделилась информацией, но никакой реакции не получила. Официального подтверждения этой информации со стороны Запада нет, но это заявление поднимает вопрос, насколько слова о скоординированном курсе по борьбе с ИГ искренни.
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко в беседе с «НГ» пояснил, что на Западе не существует единого мнения по поводу того, как следует реагировать на парижские теракты. «Главная тенденция заключается в том, что теракты трактуются как вызов Франции и всему Западу. А вместе с тем они свидетельствуют: западные страны не могут справиться с теми, кто инициировал сирийский кризис, и ликвидировать ИГ», – считает эксперт.
По его мнению, в Европе есть ряд авторитетных и самостоятельных политиков, таких как Саркози и Кэмерон, которые «понимают, что без участия России и без сотрудничества с ней решить этот конфликт невозможно», поскольку в противном случае «кризис будет затягиваться и вовлекать в свою воронку все новые территории, как это фактически произошло с Францией». Игнатенко отметил, что «упомянутые политики не игнорируют позицию США, но и не превращают ее в маятник, на который необходимо ориентироваться». Эксперт полагает, что «США не выступают в роли суфлера, который подсказывает всем позиции и заявления".
Между тем российский президент провел в Анталье еще одну незапланированную встречу. По инициативе японской стороны у Путина состоялся разговор с премьер-министром Синдзо Абэ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что премьер Японии собирается посетить один из регионов России еще до визита Путина в Страну восходящего солнца. По его словам, на встрече обсуждались мирный договор между странами и состояние товарооборота.
Клуб крупнейших экономик мира не был бы G20, если бы не сконцентрировался и на экономических вопросах. По итогам саммита G20 было принято заявление по терроризму, которое среди прочего включает требования перекрыть каналы финансирования терроризма и укрепить сотрудничество в сфере обмена информацией. Мировые лидеры призвали предотвратить «прямое или косвенное поощрение терроризма, подстрекательство к террористическим актам и восхваление насилия». Кроме того, в заявлении говорится, что «терроризм не может и не должен ассоциироваться ни с какой религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой».