В Ла-Валлетте европейские лидеры указали нелегалам путь домой. Фото Reuters
Вчера на Мальте лидеры 28 стран ЕС и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер подписали документ о создании трастового фонда для решения миграционного кризиса. 1,8 млрд евро ЕС готов потратить на помощь Африке, чтобы сдержать потоки беженцев в Европу. Но не все европейские политики положительно отреагировали на это решение.
Глава Еврокомиссии радостно сообщил, что новый фонд поможет реализовать совместный план действий для решения миграционного кризиса. Он призвал участников соглашения отнестись к взятым обязательствам со всей серьезностью, но сумму 1,8 млрд евро назвал недостаточной. Президент Сенегала и председатель Экономического сообщества западноафриканских государств Маки Салл поприветствовал создание фонда и пожелал, «чтобы его объем был увеличен».
«ЭКОВАС выступает за большую гибкость в управлении фондом. Это касается правил вступления в административный совет и надлежащей мобилизации ресурсов», – заявил он. Соглашение также подразумевает возвращение части мигрантов на родину. Этот пункт вызывает особые нарекания некоторых африканских стран. Премьер-министр Чехии Богуслав Соботка посетовал, что лидеры Черного континента «противодействуют возвращению беженцев».
Открывая в среду двухдневный саммит ЕС–Африка в Ла-Валлетте, Юнкер заявил, что не видит в миграционном кризисе угрозу европейскому образу жизни. Напротив, по его мнению, проблема с беженцами позволит «навести мосты между двумя континентами», а допустить отдаление Африки и Европы никак нельзя. С ним категорически не согласился премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Лидер страны, которая несколько месяцев фактически в одиночку противостояла наплыву мигрантов, убежден в негативном влиянии миграции. Политик, которого из-за отношения к мигрантам обвиняли в нарушении ценностей ЕС, «возможностей для европейских граждан» в нелегальном «культурном обмене» не увидел.
По мнению Орбана, «мигранты, которые в будущем станут гражданами стран ЕС, – это возможность для левых политиков», сообщает Reuters. На вопрос журналистов, почему такие консерваторы, как канцлер Германии Ангела Меркель, приветствуют беженцев, премьер ответил: «Среди нас многие помешались на этом. А Германия в первую очередь. Если немцы завтра утром скажут: «Мы сыты по горло всем этим», то поток мигрантов немедленно прекратится». Он добавил, что Венгрия не горит желанием «принимать у себя такое число мусульман», за что подвергся критике со стороны канцлера Австрии Вернера Файмана за «политику, похожую на нацистскую».
Страны ЕС действительно, несмотря на все попытки принять общее решение по мигрантам, не могут прийти к единому мнению. На экстренном саммите ЕС, который состоялся вчера вечером там же, в Ла-Валлетте, по информации СМИ, отсутствовали четыре страны – Великобритания, Ирландия, Польша и Португалия. «Прогул» важной встречи сделал невозможным принятие общего документа, а значит, автоматически отложил согласование решительных мер до лучших времен.
Между тем Словения, следуя примеру соседей по Восточной Европе, продолжает активно обносить границу с Хорватией забором. Министр внутренних дел Швеции Андерс Игеман заявил, что с сегодняшнего дня до 21 ноября страна вводит пограничный контроль, который в случае необходимости будет продлен еще на 20 дней. Швеция с волной мигрантов не справляется, а в местной прессе даже появились сообщения, что королевская семья готова приютить африканских и ближневосточных гостей в стокгольмском дворце. Но пресс-секретарь королевского двора Швеции Маргарета Торгрен заверила, что дворцы не предназначены для мигрантов, отметив, что Карл XVI Густав принимает деятельное участие в решении проблемы другими способами.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в беседе с «НГ» пояснил: «Подписание соглашения в Ла-Валлетте – одна из мер, которая не то чтобы сдвинет ситуацию с мертвой точки, но расширит одно из узких направлений, связанных с финансированием. Миграционная политика на данном этапе очень затратная. Нужно оплачивать и услуги тех стран, которые будут задерживать мигрантов на своей территории, и идти на уступки тем членам ЕС, которые будут брать на себя беженцев в рамках квотирования».
Эксперт считает, что в сообщениях СМИ об отсутствии четырех стран на экстренной встрече ЕС нет ничего удивительного. «Великобритания и Ирландия, строго говоря, не входят в миграционную политику ЕС. Обе страны имеют полное право не участвовать в квотировании, так как пользуются оговорками в этом вопросе. А в Польше недавно прошли выборы, в результате которых к власти пришли в некотором роде евроскептики. Варшава и раньше не выражала особенного удовлетворения перспективой принимать беженцев. Хотя это можно воспринимать как некий демарш», – отметил Тэвдой-Бурмули. По его словам, «Европа постоянно живет в состоянии демаршей», поскольку «европейская политика движется вперед, а стран – участниц ЕС уже 28, у каждой из которых свои приоритеты, поэтому все время приходится торговаться». Эксперт добавил, что на отсутствии Португалии тоже могла сказаться смена правительства.