0
7762
Газета В мире Интернет-версия

11.11.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Брать или не брать ар-Ракку?

Алексей Малашенко

Об авторе: Алексей Всеволодович Малашенко – член научного совета Московского центра Карнеги.

Тэги: сирия, исламское государство, терроризм, военная операция, ар ракка


сирия, исламское государство, терроризм, военная операция, ар ракка На фото улицы ар-Ракки. Фото Reuters

В «НГ» от 2 ноября под интригующим названием «Кто будет брать столицу «Исламского государства»?» была опубликована статья. Статья  очень качественная. Разделяя подход автора, я бы хотел несколько расширить ее сюжет и сформулировать вопрос следующим образом: а что случится, когда столицу исламистов ар-Ракку возьмут? Или не возьмут?

Начнем с ответа на вторую часть вопроса. Предположим, главный город ИГ (запрещенного в России) выстоял, отбив все атаки, и выжил даже при возможной блокаде. Примеры длительного сопротивления осажденных городов в истории известны. Такой ход событий не просто подтвердит живучесть «Неохалифата», но также засвидетельствует поддержку его со стороны горожан, да и вообще граждан этого никем не признанного государства. После неудачного штурма ар-Ракки возрастет авторитет ИГ в мусульманском мире, где многие полагают, что коалиция, а теперь еще и Россия воюют против ислама.

И еще больше мусульман, в том числе на постсоветском пространстве, задумается: а может, они, эти «неохалифатисты» правы, может, то, что они пытаются выстроить, несмотря на внешнее давление, и есть путь к созданию идеального исламского государства?

Теперь задумаемся, что произойдет, если при помощи российских «сухих» и американского «ограниченного контингента» ар-Ракка падет и над ней взовьется флаг чужеземных победителей? Можно ли будет считать это концом ИГ? Сомневаюсь. Да, военный успех «коалиционеров» будет налицо, о чем немедленно сообщат все СМИ. Особенно торжественно взятие «логова экстремистов» будет отпраздновано на российских федеральных телеканалах.

Проблема, однако, в том, что джихадисты никуда не исчезнут. Их, как пленных немцев в 1944-м, по улице не проведешь. Они продолжат воевать, возможно, с еще большей ожесточенностью. Они уйдут в партизаны. Лишенные столицы, в каком-то смысле единого центра руководства, они будут действовать еще более жестоко и непредсказуемо. Война станет, так сказать, пульсирующей – то затухающей, то вспыхивающей с новой яростью. По сравнению с ней ближневосточный конфликт будет выглядеть рыцарским поединком.

Но и это еще не все. Если одни джихадисты останутся воевать на Ближнем Востоке, то другие, вернувшись в свою страну, продолжат дело ИГ в Центральной Азии, России, Афганистане, в конце концов в Европе. Среди специалистов бытует мнение, что общее число джихадистов в пределах 200 тыс. Из них примерно 35 тыс. – иностранцы, а среди последних как минимум 2 тыс. (на самом деле наверняка больше) граждан России. Не верится, что озлобленные, накопившие боевой опыт, они по возвращении по домам немедленно займутся мирным трудом, превратятся в менеджеров или водителей такси. Пораженные «синдромом ИГ», эти люди будут ощущать его до конца своей жизни. Они будут искать пути для реванша. И неизвестно, где, когда и при каких обстоятельствах мы с ними столкнемся в следующий раз.

Нельзя забывать, что борьба против ИГ, помимо прямых военных действий, лежит в сфере идеологии и религии. Значит, она будет длиться еще бесконечно долго, растянется на поколения. ИГ – это лишь сегмент одного из главных направлений в мусульманском сообществе, приверженцы которого стремятся к созданию государства и общества, соответствующего исламской традиции. У этого гипотетического государства нет столицы. Точнее, у него могут появляться столицы в самых разных мусульманских городах.

Вопрос штурмовать или не штурмовать ар-Ракку политики, похоже, решили. Но то, что случится потом, они вряд ли представляют. Может, прежде чем идти на приступ, следует еще раз взвесить все обстоятельства, в частности, присмотреться к тем «гражданам» ИГ, в том числе среди его руководства, которые «устали» от экстремизма и рассчитывают на снисхождение со стороны своих противников. Более того, создавая свое государство, исламисты не рассчитывали на бесконечную войну на истощение против всех. Выиграть такую войну невозможно даже с помощью (катарских) денег. Они мечтали в смуте арабской весны, гражданской войны в Сирии урвать свой кусок земли, обосноваться там, заставить остальной мир считаться с собой, а впоследствии добиться даже некой легитимности. В конце концов границы между государствами в регионе де-факто меняются, к прошлому возврата нет, так почему бы в этих условиях не построить на «ничьей земле» новый халифат. Если придерживаться такой логики, то терроризм, разрушение античных памятников носят в каком-то смысле инструментальное значение, служат средством запугивания, от которого впоследствии можно и отказаться. А вот у «Аль-Каиды» терроризм был одновременно и стратегией, и самоцелью.

Кстати, терактов против Европы, Америки и России не наблюдалось. Трагедия российского лайнера, если будет доказано, что он погиб в результате подложенной бомбы, еще не означает, что приказ исходил непосредственно от руководства ИГ. Так же, как во время чеченских войн инициаторами терактов не всегда были лидеры сепаратистов.

Ходульное мнение о том, что все «неохалифатисты» есть террористы-экстремисты по определению, слишком однобоко и опровергается многочисленными контактами Америки, Европы и России с афганскими талибами, палестинским ХАМАСом, да и не только с ними. Но даже если согласиться с тем, что «умеренных экстремистов» в природе не существует, то уж прагматики среди них точно наличествуют. В российской пропаганде одно время распространился термин «пятая колонна». Для нашего общества он был неуместен и фальшив. А вот в случае с ИГ поискать в ар-Ракке исламистов-диссидентов, наверное, было бы кстати.

Да и крови тогда при грядущем ее штурме прольется меньше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
920
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
572
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1123
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1111

Другие новости